Возвращение России к участию в зерновой инициативе резко замедлило прохождение балкеров с зерном через Босфор. 2 декабря в очереди на инспекцию в обе стороны стояли около 100 судов.
Трейдеры, работающие в зерновой инициативе, должны закладывать затраты на простой судов до 30 (!) суток из-за низкой эффективности инспекций. Возвращение россии к работе «зернового коридора» фактически почти блокировало его. Для производителя такие простои в течение месяца практически убивают экономику операционной деятельности.
Поэтому Украина выступила с инициативой максимального использования большегрузных судов (типа panamaх) для работы коридора.
Расчет прост: на инспекцию судна уходит примерно равное время, несмотря на размеры – оно тратится на ожидание в очереди. Вместе с тем количество зерна, перевезенного одним проинспектированным судном, растет.
Но имеем то, что имеем – скажем, 2 декабря в проливе Босфор низкая эффективность инспекции судов на вход и выход из Черного моря с участием представителей страны-террориста привела к скоплению около 70 судов на вход и 30 судов на выход.
Между тем параллельно с «зерновым коридором», сугубо коммерческой программой, уже начала работать и гуманитарная программа Grain from Ukraine.
Информация о задержке судов для инспекции в рамках этой инициативы пока не поступала, а ее объем не такой уж маленький – $180 млн.
Первое судно для Эфиопии по украинской гуманитарной программе «Зерно из Украины» 3 декабря прибыло в Джибути. В порт Дорале направили 25 тыс. тонн украинской пшеницы. На следующей неделе в Эфиопию в рамках программы будет отправлено и второе судно с объемом груза 30 тыс. тонн зерна.
Впрочем, стоит помнить, что Украина пока не проводит сугубо гуманитарных миссий и все отгружаемое зерно оплачено: страна не в том положении, чтобы осуществлять безвозмездную помощь продовольствием, как в предыдущие годы.
А пока производители активно пытаются отгружать товар по суше. Но делать это все труднее. Во-первых, в предпраздничный декабрь в Европе стараются не принимать зерно автотранспортом и по железной дороге — эти виды транспорта в рождественскую пору и так загружены до отказа. Во-вторых (и это главное), падение цен на зерно и масло делает передвижение крупных партий товара по континенту нерентабельным.
Контекст. Украина потеряла не менее $1 млрд в виде пшеницы, собранной РФ на оккупированных территориях. Об этом свидетельствуют результаты исследования с использованием спутниковых фотографий программы NASA по продовольственной безопасности и сельскому хозяйству (NASA Harvest).