За 5 лет в Украине добровольно реструктуризировали 72,3 млрд гривен долгов. Каким образом процедура финансовой реструктуризации повлияла на бизнес и банковскую систему Украины?
Значительное увеличение доли неработающих кредитов (NPL) в 2015-2017 годах побудило государство ввести новый инструмент стабилизации финансовой системы. Этим инструментом стал Закон «О финансовой реструктуризации».
Закон позволяет финансовым учреждениям в добровольном внесудебном порядке снизить размер неработающих кредитов. Ожидалось, что таким образом будет достигнут положительный эффект не только для банков-кредиторов (в виде уменьшения негативного влияния NPL на баланс, перевода NPL в статус «работающий»), но и для должников, которые получат возможность снизить долговую нагрузку и сохранить свой бизнес.
Активное использование закона началось с 2017 года и продолжается около 5 лет. За этот период уже можно сделать анализ его результативности и ответить на главный вопрос: достиг ли закон цели его разработки и принятия?
Почему в финансовом секторе росла доля неработающих кредитов
Первым фактором, повлиявшим на увеличение доли, стала проведенная НБУ оценка качества активов банков (AQR). По результатам этой оценки многие кредиты были признаны неработающими. Кроме того, было введено более жесткое определение термина «неработающий кредит» (NPL) в соответствии с международными практиками (постановление Правления НБУ №351). Весомым фактором стало признание Приватбанком неработающих кредитов после национализации.
Статистика использования процедур финансовой реструктуризации
По данным Секретариата финансовой реструктуризации на сегодняшний день всего открыто 52 процедуры на общую сумму 75,86 млрд гривен. Из них завершено – 46 процедур на сумму 72,33 млрд. 97% процедур успешно завершились договоренностью между должниками и кредиторами с последующим подписанием плана реструктуризации.
Среди наиболее часто используемых видов реструктуризации денежных обязательств – изменение графика платежей, уменьшение процента, использование механизма возвратного лизинга и т.д. Несколько меньшей популярностью пользуется погашение частичного долга имуществом (с последующими изменениями в графике погашения и частичным прощением).
Влияние принятого Закона на динамику NPL
По данным НБУ, с 2018 года доля неработающих кредитов начала постепенно сокращаться.
Уже в 2020 году была проведена масштабная работа государственными банками: в течение года списано 30,6 млрд грн и 3,1 млрд в долларовом эквиваленте, что позволило снизить долю NPL с 63,5% до 57,4%.
На начало 2021 года доля неработающих кредитов (NPL) в Украине составила 41%. По итогам первого полугодия 2021 года доля NPL снизилась до 37,2% объема кредитного портфеля банков.
По данным НБУ, сегодня банками признаны все неработающие кредиты, а уровень их покрытия резервами постоянно растет и составляет примерно 98%. Соответственно, они не давят на прибыльность банков и их капитал.
Однако все еще большая доля неработающих кредитов является грузом для банковского сектора, особенно для государственных банков, у которых сконцентрировано 73%, или 295,5 млрд грн (около 42% от этой суммы приходится на Приватбанк).
Высокая доля NPL – результат кредитной экспансии прошлых лет, когда стандарты оценки платежеспособности заемщиков были низкими, а права кредиторов недостаточно защищены. Другая веская причина – кредитование связанных лиц, прекративших обслуживать кредиты во время кризиса.
НБУ отмечает, что банки должны более интенсивно расчищать балансы — реструктурировать, продать или списать неработающие кредиты.
С начала действия Закона его основными пользователями являлись государственные банки и банки с долей государственной собственности (38 процедур финансовой реструктуризации). Утверждение Стратегии работы с проблемными активами и оперативными планами банков государственного сектора ускорило динамику работы и темпы уменьшения проблемных активов.
В I полугодии 2021 года продолжилась тенденция сокращения объема неработающего кредитного портфеля всей банковской системы Украины (на 6% (25 млрд грн)) на фоне роста работающего (на 11% (66 млрд грн)). Банки государственного сектора сократили объем неработающих кредитов на 5% (15 млрд грн), в основном путем списания активов.
Преимущества использования процедуры финансовой реструктуризации
В случае добровольной реструктуризации по Закону должники получают освобождение от налогообложения НДС при добровольной передаче имущества в погашение долга и ограничения использования процедуры банкротства должника во время процедуры.
Список преимуществ кредиторов более широкий:
· Освобождение от мер влияния НБУ при нарушении отдельных нормативов (краткосрочной ликвидности, максимального размера кредитного риска, инвестировании и нарушении лимитов валютной позиции).
· Возможность снижения процентной ставки до уровня ниже рыночного.
· Сохранение права требования непокрытой ипотекой оставшегося долга за кредитором в случае удовлетворения требования стоимостью предмета ипотеки.
· Рассрочка по уплате налога на прибыль при расформировании резервов.
· Возможность принятия на баланс имущества (ЦИК) без разрешения АМКУ.
· Разрешение споров в арбитраже.
· Мораторий, действующий во время процедуры финансовой реструктуризации.
· Подписание кредиторами и должником Плана Реструктуризации, который отражает всю реструктуризацию и может в дальнейшем использоваться в процедуре санации должника.
· Оценка перспективности деятельности должника независимым экспертом (IBR).
Оптимизация долгового бремени и изменение условий финансирования остаются актуальными для бизнеса, а Закон является одним из эффективных и функциональных инструментов для этого. Исходя из приведенных выше цифр, можно уверенно констатировать практическую направленность и действенность Закона в уменьшении доли NPL в финансовом секторе экономики Украины.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора