Facebook Pixel

Рынок труда: какие профессии будут востребованы после карантина

Коротко о «карантинном» рынке труда: безработица выросла, зарплаты упали. По данным Международной организации труда, в июле-сентябре количество потерянных рабочих часов во всем мире увеличилось на 12%, то есть в эквиваленте коронакризис сократил 345 млн рабочих мест с полной занятостью. Впрочем, динамика положительная. Весной речь шла о 495 млн.

В Украине Госслужба занятости на карантине зарегистрировала 562 тыс. безработных — вдвое больше, чем в прошлом году. Всего, по подсчетам Центра экономической стратегии, в состоянии скрытой безработицы в разгар локдауна находилось более 3 млн украинцев.

Как кризис изменил рынок труда — подробно о наиболее востребованных профессиях и правильном выборе карьерной тактики после карантина рассказывает The Page.

Статистика «карантинной» безработицы. Фото: Госслужба занятости.

Статистика «карантинной» безработицы. Фото: Госслужба занятости.

Кто пан, а кто пропал

Больше всего пострадали туризм, гостинично-ресторанный бизнес, индустрия красоты, развлечений и досуга, торговля непродуктовыми товарами, строительство, промышленность и логистика. Руководитель отдела профессионального и масс-рекрутмента агентства Smart Solutions Елена Куцоконь отмечает, что упал спрос на маркетологов и HR.

В зоне риска оказались специалисты, выполняющие бэк-офисные функции, — админперсонал и ресепшн. Трудности возникли и у владельцев коммерческой офисной недвижимости.

Количество зарегистрированных безработных. Фото: Госслужба занятости.

Количество зарегистрированных безработных. Фото: Госслужба занятости.

Работники массово забили тревогу в апреле. Ввели жесткий локдаун — и люди либо потеряли работу, либо ушли в отпуск за свой счет. К тому же, по данным Госстата, средняя зарплата украинцев тогда обвалилась почти на 1 тыс. грн в сравнении с мартом.

Однако в отдельных отраслях зарплаты на конец мая, наоборот, подросли. Об этом свидетельствует аналитика портала для поиска работы Work.ua. На 2-3% повысили зарплату специалистам по недвижимости и работникам агробизнеса. Увеличились цифры в категории «Страхование», «Финансы», «Юриспруденция» и «Топ-менеджмент».

Летом вырос спрос на курьеров, упаковщиков, операторов поддержки. Компании, которые не могли работать полностью в дистанционном режиме, размещали вакансии для водителей и координаторов, чтобы те контролировали перевозки сотрудников.

В целом кризис обошел работников фармацевтики и медицины: люди массово начали заботиться о здоровье, скупали антивирусные и иммунные препараты, чаще посещали врачей.

Медицина во время пандемии. Фото: Unsplash.

Медицина во время пандемии. Фото: Unsplash.

«В выигрыше оказалась IT-сфера: интернет-игры, киберспорт, стриминговые сервисы и ресурсы для онлайн-обучения. Хотя компаниям, которые разрабатывали продукты для оффлайнового бизнеса, тоже пришлось перестроиться», — прокомментировала The Page Елена Иванчикова, карьерный консультант, владелица телеграмм-канала о профессиональном развитии.

По ее словам, выиграл и диджитал-маркетинг: «Если раньше клиенты в основном игнорировали рекомендации постепенно переходить в диджитал, то сейчас все убедились: чтобы компания была конкурентоспособной на постковидном рынке, ей надо квалифицированные маркетологи, которые обладают инструментами SMM, могут настроить таргетированную или контекстную рекламу и продвигать бизнес онлайн».

Какие профессии будут востребованы после карантина

Наиболее актуальными на рынке будут специалисты, которые вытащат экономику из кризиса. Это аналитики, кризисные менеджеры, руководители всех уровней, которые разработают новые стратегии и восстановят бизнес, а также рекрутеры и HR, что запустят внутренние процессы в компаниях и организуют работу коллектива.

Вырастет спрос на маркетологов, менеджеров по рекламе. Они заново наладят утраченную за это время коммуникацию между брендом, продуктом и потребителем. Ритейл будет нанимать работников онлайн-магазинов: SMM-специалистов, контент и аккаунт-менеджеров, операторов call-центров и копирайтеров. Впрочем, у обычных продавцов, кассиров и курьеров будет не меньше работы.

По прогнозам Work.ua, компании активно начнут искать специалистов по цифровой трансформации, программистов, экспертов по крупным данным, специалистов по VR / AR трансляциях, консультантов по кибербезопасности, сетевом и системном администрировании.

Какие профессии будут нужны после карантина. Фото: Unsplash.

Какие профессии будут нужны после карантина. Фото: Unsplash.

EdTech-индустрия за время локдауна сделала большой шаг вперед и открыла карьерные перспективы для онлайн-преподавателей. В список востребованных профессий пандемия также добавила психологов, сиделок, нянь. Спрос на рабочие специальности в области производства, строительства, сельского хозяйства как был до карантина, так и в будущем никуда не исчезнет.

По мнению Иванчиковой, после коронакризиса увеличится отток трудовых мигрантов. Люди поняли: не обязательно ходить в офис и находиться на территории определенной страны — можно работать удаленно с той же Чехии или Польше.

Как быть востребованным на рынке труда

Сегодня наиболее успешные игроки на рынке — дженералисты, то есть люди, способные сочетать в себе несколько направлений. Для компаний это экономия бюджетов. Им выгодно нанимать универсальных солдат, которые помимо основного функционала будут выполнять дополнительные обязанности.

Елена Иванчикова

Елена Иванчикова

Карьерная консультантка, владелица телеграмм-канала о профессиональном развитии Enjoy in career.

HR-специалист советует делать ставку на soft skills и развивать гибкость, адаптивность, самодисциплину. Топ-навык — причастность к бизнесу. Работодатели хотят видеть не просто рядовых менеджеров и сотрудников, а идейных работников, которым не безразлична сама компания.

Удачная карьерная стратегия в ближайшее время следущая: выберите одну экспертную отрасль и разбирайтесь в смежных. В основной профессии подтяните слабые места, исследуйте инновации. Затем проанализируйте, с какими сферами деятельности пересекается ваша, и беритесь за них.

«Это так называемая «t-shape карьера»: есть одна тема, в которой мы как рыба в воде, и параллельно несколько связанных, где можем дать совет, помочь коллегам или выполнить определенную задачу вместо них», — отмечает Иванчикова.

Как быть востребованным на рынке труда. Фото: Unsplash.

Как быть востребованным на рынке труда. Фото: Unsplash.

Для смены профессии и переквалификации сейчас не время, ведь рынок труда находится на стороне работодателя. Кандидатов много, конкуренция высокая, тем более среди джуниоров. Лучше пойти путем поэтапной профориентации: не заканчивать курсы совершенно новой профессии и начинать с чистого листа, а выбрать целевую компанию, внутри которой сможете осуществить карьерный переход.

Например, вы работаете на производстве, а хотите попасть в офис. Ищите компанию с большим офисом и гибким руководством. Погуглите информацию, расспросите знакомых.

«Работаете на действующей должности 6-8 месяцев, делаете репутацию и обсуждаете переход с руководством: сначала можно взять часть функционала по совместительству на полставки, а затем перейти на полную занятость», — по мнению Иванчиковой, в наших условиях это самый быстрый и легкий путь к успеху.

Поблагодарить 🎉