Окончательные последствия коронавируса для украинского бизнеса анализировать пока рано, однако уже сейчас можно сделать промежуточные выводы. Тяжело было всем, однако одним из наиболее пострадавших секторов оказался рынок ритейла.
Эксперты Colliers International (Украина) провели опрос среди украинских ритейлеров относительно того, как они оценивают влияние пандемии COVID-19 на их бизнес. Результатам этого опроса компания поделилась с .
Всего в нем приняли участие 73 компании, работающие в Украине. Около 77% опрошенных респондентов представляют украинский бизнес, 23% — международные компании, работающие на украинском рынке. Респонденты имеют бизнес в сегментах fashion, бытовая техника и электроника, товары для дома, детские товары, beauty & drogerie, продовольственные супермаркеты, рестораны и операторы фуд-корта.
Каковы последствия коронавируса для ритейла
55% опрошенных по состоянию на начало мая закрыли свои двери для посетителей, в формате «точки выдачи» остались работать около 13% респондентов. Легче всего было ритейлерам, на которых не распространялись жесткие ограничения карантина, в частности, продовольственным супермаркетам, магазинам товаров ежедневного потребления и гигиены, аптекам, зоомагазинам.
Интересно, что 38% респондентов отметили, что развивают онлайн-каналы сбыта. При этом во время карантина лишь 15% ритейлеров работали омниканально, то есть как офлайн, так и онлайн.
В условиях просадки или полного отсутствия доходов нужно было принимать антикризисные меры. 83% опрошенных ритейлеров отметили, что одним из средств оптимизации затрат был пересмотр условий с арендодателями. Около 70% ритейлеров, которые приняли участие в опросе, отправили работников в отпуск за свой счет.
К таким мерам среди респондентов в меньшей степени прибегали представители сегмента «продовольственный супермаркет» и «товары для дома». Однако, учитывая страну происхождения компании, ответы отличаются.
В разговоре с представители международного ритейлера из сегмента fashion, который работает в Украине, признались, что еще одним шагом в плане оптимизации стало сокращение зарплат топ-менеджеров на 30% и на 10% — прочего персонала. По словам источника, к подобным действиям (сокращению заработной платы) прибегло немало компаний.
Среди представителей украинского бизнеса более 70% вынуждены были отправить своих сотрудников в отпуск за свой счет. В то же время среди международных компаний лишь половина респондентов отметили, что отправили своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск», — поделились наблюдениями эксперты Colliers International (Украина).
Треть респондентов прибегла к сокращениям штата. Больше всего увольнений работников в сегменте fashion и ресторанном бизнесе.
Согласно данным опроса, лишь 11% ритейлеров отметили, что продолжают полностью оплачивать арендную ставку. Это те, кто продолжал работать во время карантина без ограничений. 40% ритейлеров отмечают, что платят арендную ставку, но со скидкой. При этом 70% компаний продолжают оплачивать коммунальные платежи.
Лишь 7% респондентов отметили, что объем товарооборота и количество покупок выросли или по крайней мере остались без изменений. В основном это касается некоторых супермаркетов и отдельных ритейлеров бытовой техники и электроники.
А вот более 60% опрошенных отметили, что сейчас существуют проблемы с поставками товаров. В частности, это касается сегментов fashion, товаров для дома, бытовой техники.
«Некоторые ритейлеры работают с имеющимися запасами, которые были до карантина. Отдельные же прекратили завозить товары до окончания карантина, отметив, что сейчас это не актуально», — рассказали в Colliers International (Украина).
Более 70% респондентов заметили увеличение онлайн-продаж в течение последних двух месяцев. Около 40% компаний отметили, что рост онлайн-продаж в течение карантина составил почти 20%. Интересно, что 23% перевели работу в онлайн уже после введения карантина.
Что планируют делать ритейлеры после карантина
Учитывая неопределенность дальнейших сценариев развития ситуации, ритейлеры сконцентрируются преимущественно на оптимизации бизнеса и не планируют открытия новых локаций. Лишь 15% респондентов намерены продолжить расширение бизнеса. В основном это представители сегментов beauty & drogerie, бытовой техники и электроники.
37% намерены сократить количество локаций, оптимизируя бизнес. Почти половина (49%) респондентов отметили, что будут развивать онлайн-каналы сбыта.
Почти треть респондентов считает, что в ближайшие два квартала после карантина падение товарооборота будет более 50% в сравнении с докризисным периодом. В частности, так считают более 60% представителей fashion-сегмента и развлекательных центров.
Ожидания международной компании, представители которой разговаривали с , достигают 70% — восстановиться на докризисном уровне ритейлер надеется не раньше поздней осени, а возможно, даже в следующем году. И это при том, что работает он в среднем ценовом сегменте.
Восстановить показатели товарооборота до докризисного периода, по прогнозам ритейлеров, удастся минимум через год – так считают 64% респондентов.