В Украине с 17 марта свою работу прекратили все торговые центры, рестораны, спортзалы и другие учреждения. Усиление мер карантина обошло только продуктовые магазины и аптеки, которые сейчас живут в условиях ажиотажного спроса.
Продуктовый онлайн-шопинг
Обороты набирает продуктовый онлайн-шопинг, поскольку большинство украинцев работают из дома. Как сообщила директор по маркетингу Fozzy C&C Марина Тимофеева, онлайн-доставка продуктов растет с прошлой недели. Сейчас ритейлер принимает заказы только на следующие три дня, но уже набирает персонал для выполнения большего количества онлайн-заказов.
«Сейчас активно подбираем персонал, и как только будет достаточный логистический и человеческий ресурс, откроем окна доставки на более длительные сроки», — отметила Тимофеева.
В METRO количество онлайн-заказов выросло почти на 20%. В связи с этим, гипермаркет снизил порог для онлайн-заказов бизнесом в три раза, и теперь он стартует от 1 тыс. грн. Также определенному бизнесу, который часто делает закупки, по возможности отсрочивают оплату товаров.
Из-за мер против коронавируса стремительно растет количество заказов и в Rozetka. Самыми популярными товарами, как и во всех сетях, остаются продукты питания и товары первой необходимости. Сейчас ритейлер активно разрабатывает алгоритм доставки продуктов для дома и планирует переформатировать свои склады, заявил ее владелец Владислав Чечеткин во время переговоров с Министерством здравоохранения. Накануне доставку продуктов в тестовом режиме ритейлер запустил в Днепропетровской области.
Рост продаж отдельных товаров продуктовой группы «гречка» заметил и маркетплейс Kasta.
«Антикоронавирусные» товары
В период карантина ажиотаж растет на товары антивирусной защиты. Как рассказал маркетинг-директор Rozetka Евгений Образок, изменилась потребительская корзина женской аудитории. Теперь женщины покупают меньше косметических средств и больше — средств гигиены.
На маркетплейсе Prom.ua, который входит в группу компаний EVO, сообщили, что, кроме продуктов, стремительно растут продажи товаров для гигиены. Стали популярными маски, одноразовые перчатки, дезинфекторы, респираторы.
В Kasta в сранении с прошлым годом отметили рост спроса на резиновые перчатки, санитайзеры, чистяще-моющие средства. При этом заявили, что подсчитать, насколько рост значительный, еще тяжело, поскольку прошло слишком мало времени.
Что еще покупают украинцы
Растет спрос и на товары, которые украинцы реже покупают. Так, выросли продажи товаров для творчества (на 280%), товаров для фитнеса (на 250%), игровых консолей (на 200%), настольных игр (на 156%), пластилина (на 120%), и лишь на 40% выросли продажи книг, говорит Образок.
На сайте бесплатных объявлений IZI.ua, который входит в группу компаний EVO, вырос спрос на портативные колонки и игровые приставки. Также покупают больше, чем обычно, спортивную обувь.
Доставка домой
Спрос на доставку товаров из аптек и супермаркетов в несколько раз вырос у сервиса Glovo, рассказывает генеральный менеджер Glovo в Украине Дмитрий Расновский.
По его словам, пример Италии показывает, что во время карантина рост спроса превышает рост предложения, но потом бизнес доставки сокращается. Это происходит из-за того, что большинство ресторанов закрывают даже доставку, и сервис вынужден увеличивать дистанции, чтобы оставить то же самое покрытие.
«У нас растет среднее расстояние доставки и соответственно время выполнения заказа. Это ухудшает показатель пользовательского опыта. Одновременно растут компенсации курьерам», — говорит Расновский.
Он добавил, что для сохранения спроса сервис доставки даже снижает ее стоимость для большинства категорий.
Еще одна причина сокращения доставки — возможный в дальнейшем отказ курьеров выходить на линию из-за опасения заразиться коронавирусом или же дефицит сотрудников. Его из-за повышенного спроса на заказы уже испытывает Rozetka, поэтому ритейлер набирает в штат операторов, курьеров и экспедиторов.