С каждым годом исторические виды Киева все больше страдают от хаотической застройки столицы.
Всем известны изображения «Привет из Киева!» с видами с холмов города. Сегодня это и принты на футболки, и магниты на холодильник для туристов, и визуальная туристическая визитка столицы Украины.
Без таких фотографий уникальных видов не продвигается ни одна столица мира. Глобальные сервисы, например авиапутешествия в Украину или программы по инвестициям, именно через визуальные образы строят свою рекламу.
Самые известные образы Киева — комплекс храмов и других строений Киево-Печерской Лавры со стороны Днепра, а также Майдан Незалежности, Подол, Софиевская и Михайловская площади.
Представим, что какой-то хулиган дорисовал на идеальном видовом снимке Киева несуразную высотку. Но ведь нам и представлять не надо — вот они, бетонные чудовища, которым плевать на городскую среду.
Чтобы их не было видно, можно, конечно, попробовать полюбоваться панорамой прямо с них. Но, к сожалению, их столько, что они портят виды из окон даже друг другу.
О зданиях, которые испортили виды Киева, — в обзоре .
Небоскреб на ул. Кловской и дом на ул. Московской
Дом на ул. Московской 32 — 34 в Киеве (на фото слева) имеет 19 этажей, но находится на высокой точке Печерска, поэтому заметно ухудщает панораму. А жилой дом на Кловском спуске 7-А имеет 46 этажей (справа на фото) и более 200 квартир площадью от 100 кв. м. Если смотреть с моста Патона, по которому с левого берега на правый и обратно ежедневно едут сотни тысяч человек, он заслоняет собой Большую лаврскую колокольню, разрушая восприятие этого пейзажа как визитки Киева.
Жители дома постоянно жалуются на четыре лифта. Один из них частный и ездит только на 45-й этаж, из трех других один может быть на ремонте, поэтому время ожидания лифта достаточно велико. Также немало квартир в этом доме переоборудовано под офисы. Поскольку общественным транспортом из жителей дома мало кто пользуется, скопление людей на малом участке приводит к усилению ежедневных пробок и ухудшению качества городской среды.
46-этажка, построенная в 2000-х, заслонила самую высокую в Киеве почти 300-летнюю колокольню, входящую в перечень мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Офис-великан на ул. Московской
Офис на Московской 32 — 34 также появился в 2000-е годы рядом с историческим трехэтажным домом и в среде, где все соседние дома были значительно ниже и не нарушали градостроительную гармонию.
Выше Лавры: небоскребы на Грушевского и Мазепы
Дома на ул. М. Грушевского 9-А (на фото — справа) и И. Мазепы 11-Б (в центре) оказали большое влияние на восприятие исторического ландшафта Киева.
Больше всего это заметно с Северного моста, Труханового острова, с прогулочных кораблей по Днепру. После появления этих домов потенциал туристической привлекательности и развития турбизнеса значительно снизился.
Для сравнения: Будапешт, также имеющий исторические правый и левый берега вдоль Дуная, свои ценные панорамы бережет и ежегодно получает постоянный доход от туризма. Дунай в центре Будапешта — это центр деловой, туристической активности, чего нельзя сказать о берегах Днепра в Киеве.
Дом на Грушевского 9-А имеет 21 этаж с высокими потолками. Рядом — только 5-этажки. Место это уникальное: с одной стороны — въездные ворота Киевской крепости XVIII — XIX столетия, а с другой — потенциальный туристический маршрут кромкой днепровских склонов с живописными днепровскими панорамами рядом со станцией метро «Арсенальная».
Но элитные дома полностью закрывают маршрут. Доступ к нему есть только у жителей этих домов, среди которых и действующий президент Владимир Зеленский (ул. Грушевского 9-А), и бывший президент Петр Порошенко (Грушевского, 9).
ЖК «Панорама» — на укреплениях Киевской крепости XIX столетия
ЖК «Панорама» по ул. Е. Коновальца 44-А имеет от 17 до 27 этажей и более 700 квартир. Дом расположен прямо на территории памятника градостроительства и архитектуры национального значения — Валы и рвы Васильковского укрепления Киевской крепости XIX века.
Зигзагообразная форма этого монстра вынужденно повторяет форму валов, хотя выше всего своего ближайшего окружения в пять раз. Инфраструктура здесь еще советских времен: строительство новой школы и детского сада по современным государственным стандартам не предусмотрено.
Поэтому жители возят детей в учебные заведения других районов, долго простаивая в пробках в течение дня. Также вынужденно возникают школы с сокращенным учебным днем и частные школы (без стадионов и свежего воздуха). Территория крепости, земляные и каменные укрепления также не используются как туристический объект.
Дом в Музейном переулке 2-А: плюс 8 этажей вместо мансарды
Еще один дом, с которым перегнули застройщики, — находится в начале улицы Грушевского, где стояла одна из главных баррикад Евромайдана. Здесь продолжались ожесточенное противостояние зимой 2014 года.
Напротив находится стадион «Динамо», Национальный художественный музей Украины и в нескольких сотнях шагов — Дом Правительства. На историческом доме 2-А в Музейном переулке, которому более ста лет, с 2012 года надстраивают восемь этажей типа «мансарда».
Дом, видимо, сглазили, потому что в 2015 году ОАСК (Окружной админсуд Киева) обязал застройщика снести самовольную надстройку, отменил разрешения и сертификаты готовности. Но детали процедуры не были четко определены, так что демонтаж так и не состоялся, хотя в 2017 году часть ограждения наклонилась внутрь здания.
Дом на ул. Нижний Вал 27 — 29: 10 лет судов
Дом-монстр на Подоле (Нижний Вал 27 — 29) имеет самый скандальный судебный шлейф. Сооружение также появилось в 2000-х на пустыре прямо над линией метро. Из-за прохождения под домом поездов метро фундамент окружает метро с двух сторон, как мост. Исторический Подол и его Валы (Нижний и Верхний) из-за хаотической застройки превратились в бульвар с благоустройством очень низкого качества.
Однако среди застройки XIX — начала XX столетия в два-три этажа плотными кварталами Валы являются едва ли не единственным пешеходно-транспортным участком, где последние 10 лет активно развивается туризм, появляются заведения общественного питания, коворкинги, креативные пространства, ведь рядом — станция метро, памятники истории и архитектуры.
Дом до сих пор не введен в эксплуатацию: суды, кассации и апелляции продолжаются почти 10 лет. В деле также принимает участие ОАСК — скандально известный Окружной админсуд Киева, который обязал выдать сертификат готовности объекта к эксплуатации, однако это решение не было окончательным.
Здание, проект которого предполагал 8 этажей, имеет 13 этажей, высокие потолки. Квартиры здесь названы апартаментами гостиничного типа: поскольку они не отвечают нормам, назвать квартирами их нельзя.
ЖК Podil Plaza & Residence: муравейник под Щекавицей
Квартал «Подол Плаза» на ул. Глубочицкой 73 — 79 также построен с нарушениями — вплотную к исторической застройке Подола. И проблема не только в испорченном ландшафте. Постройки этого комплекса имеют до 26 этажей (при разрешенных 17), в общей сложности почти 700 квартир, однако предполагаемое количество детей семей этого дома не обеспечены местами в государственной школе и садике. Также отсутствуют места для строительства частных учебных заведений по государственным стандартам.
ЖК Podil Plaza & Residence расположен под склонами исторической горы Щекавица, названной в честь основателя Киева Щека. Именно на этой горе, говорят, змея укусила киевского князя Олега, и здесь по преданию находится его могила.
Место позади этой новостройки-муравейника — ландшафтный заказник «Гора Щекавица». Проход на его территорию закрыт заборами, зарос дикой акацией и местами напоминает стихийную свалку.
ЖК стоит вплотную к запыленной улице, которая непригодна для пеших прогулок. Здесь мог бы быть гармоничный район — с туристической инфраструктурой, общественным пространством и среднеэтажной гуманной застройкой, отвечающей критериям комфортности и устойчивого развития города.
«Покровский посад»: небоскребы на крыше
ЖК «Покровский посад» на Глубочицкой 32-А, Б и В — это на самом деле три 23-этажных дома, которые находятся прямо на крыше псевдоисторических четырехэтажных домов.
Этот образ был создан с нуля в 2000-х годах. Еще в 2003 году в этом месте, на склоне горы, под которой протекала летописная река Глубочица (течет в трубе под дорогой), были остатки промышленной застройки. Почему-то застройщик решил застроить сто процентов участка, поэтому нижняя часть комплекса — это псевдоисторические дома, которых там никогда не было. На крыше у них паркинг, детская площадка и жилые высотки.
Деревья остались на участках соседей, и то только потому, что это пока непригодные для застройки крутые склоны с глинистым грунтом без дорог и инфраструктуры.
Лишь одна дорога пригодна для движения — улица Глубочицкая. Мало того что это городская магистраль для транзитного транспорта между районами Киева, здесь еще и плотная высотная жилая застройка. Поэтому нарушение панорамы — это только часть проблемы наряду с проблемами транспортной и социальной инфраструктуры.
«Сундук» на Речном вокзале
Магическое место Киева — Речной вокзал, Почтовая площадь, которая помнит еще Тараса Шевченко. Но в 2000-х здесь появилась 13-этажная гостиница с апартаментами, которая значительно выше окружающей застройки.
Фасад здания напоминает большой сундук с сеткой окон. Ночью громоздкое сооружение не так давит на изящную панораму, но днем становится доминантой среды.
На месте гостиницы должно было находиться большое общественное пространство с выходом на набережную. Ведь здесь и так проблемы с логистикой из-за огромной автомагистрали, которая могла бы быть под землей, как, скажем, в Париже.
Из-за гостиницы и автострады жилой и офисный, а также исторический и туристический район Подол отрезан от Днепра. Здесь нет ни трамвая, ни зеленого бульвара, ни организованной парковки, из-за чего желающие погулять у реки бросают машины где попало. Нет и пешеходных переходов от отеля и домов на набережную.
Обойти здание можно, сделав немалый крюк, чтобы добраться до развязки, где стоит светофор, что само по себе отменяет миллиардные вложения в проект. Мост и дорогу на Почтовой площади открывали два мэра Киева, причем по нескольку раз, и даже премьер-министр. Однако строительство не завершено до сих пор. Под бетонной плитой остались археологические раскопки древнего Подола с улицами и домами. Они могли бы стать музеем, но пока страдают от бесхозяйственности.
Почему высотность соблюдается в мире
В 2015 — 2016 годах Горгражданпроектом в Киеве была разработана методика определения диссонирующих домов, портящих ландшафт Киева. С помощью геометрических моделей, где на рельеф Киева были нанесены все существующие дома, определили среднюю высоту исторических кварталов в центре. Все здания, превышающие условные границы, определены как диссонирующие.
Все здания, превышающие условные, проведенные в воздухе границы, определены как диссонирующие. Фото: ГоргражданПроект
В документе учтено, что уровень Днепра самый низкий, есть улицы всего на 5-6 метров выше уровня воды в Днепре, а есть те, что почти на 100 метров выше. Поэтому высотность домов зависит и от рельефа местности. Если строить на вершинах киевских гор, то на краю днепровских склонов Правого берега на панораму влияет даже 5 — 9-этажное здание.
Желтыми точками в застройке Подола отмечены перечисленные в статье дома: Глубочицкая 32, 73 — 79, Нижний Вал 27 — 29, Набережно-Крещатицкая 1.
К сожалению, действенных механизмов, позволяющих решить проблемы с этими зданиями, у города нет. По каждому частному случаю нужно учитывать разные обстоятельства. Лишь по некоторым из длинного списка построек почти 10 лет продолжаются суды. За все это время по одним объектам заморожено введение в эксплуатацию, по другим выдаются новые разрешения либо ведется новое строительство с нарушением разрешений.
Между тем в европейских городах четко придерживаются высотного единообразия. Пример — набережные Будапешта, где линия застройки не разбита высотными новостройками, или Афины, где, несмотря на отсутствие широкой реки, есть главная доминанта — Акрополь с Парфеноном, и почти с каждой крыши в городе его видно.
Или возьмем Афины в Греции. На холме в центре фото находится Акрополь, который венчает символ Греции Парфенон, отстраивающийся все время существования Греции как государства (почти 200 лет). За это время в радиусе нескольких километров от Акрополя не построено ни одного высотного диссонирующего здания.
Два некогда отдельных города Буда и Пешт, образовавшие современный Будапешт, построены вдоль Дуная. Здесь посреди города, как и в Киеве, протекает река. Но набережные и территория в нескольких километрах от них имеют одинаковую высотность, на фоне которой отчетливо видны основные достопримечательности: парламент, королевский дворец, храмы на обоих берегах.