Facebook Pixel

Курс на «реновацию»: что делать с ветхими историческими зданиями в Киеве

Назар Бенч
Владелец ИСК «Феникс Групп»

Реновация исторического центра зачастую является основой стратегий развития многих городов. Это связано с важностью сохранения аутентичности мегаполисов, их уникального архитектурного ансамбля и культурного наследия.

Как обстоит ситуация с ветхими историческими зданиями в Киеве, и поможет ли Генплан решить проблему?

Ветхие исторические здания: ситуация в Киеве

Сносить или реконструировать — самые распространенные ответы на вопрос «что делать с устаревшими историческими зданиями?». Снести и возвести заново — процесс, который финансово выглядит привлекательнее.

С другой стороны, объекты культурного наследия повышают туристическую привлекательность города и, как следствие, его капитализацию. Таким образом, оптимальным решением является именно модернизация исторических зданий.

Согласно официальным данным, в Киеве находится более 3500 памятников истории и культуры. Около трети исторических зданий расположены в Шевченковском районе столицы. Только тут, по информации общественной организации «Мапа реновації», более 200 заброшенных зданий, четверть из которых имеют историческую ценность.

Отсутствие унифицированного плана по восстановлению исторических зданий приводит к исчезновению объектов и обезличиванию города. Так, к примеру, в Киеве сегодня есть районы, где фактически не осталось объектов исторического наследия. На их месте образовались новостройки и хаотичные коммерческие здания.

Реконструкция исторических объектов: кто регулирует?

Процесс реновации в Киеве начался с 90-х годов. Однако он проходит без четкого виденья и общей цели. Как показывает опыт развитых стран, комплексное решение будущего исторических зданий должно быть заложено в стратегию развития города.

Так, европейские государства особенно щепетильны в вопросе сохранения исторического облика строений. Поэтому часто местные власти финансируют подобные проекты из бюджета или же поддерживают инвесторов, предоставляя налоговые льготы. В Чехии, к примеру, выделяют государственные дотации на реставрационные работы.

Кроме того, важной частью градостроительной политики стран ЕС является тема реновации панельного жилья. К слову, в 2020 году Еврокомиссия подготовила специальный документ «Волна реновации для Европы», согласно которому в ближайшее десятилетие планируется ускорить работу в данном направлении. Сегодня в странах ЕС «обновляют» в соответствии с требованиями энергоэффективности только 1% таких объектов в год, что является довольно низким показателем, а реновацию прошло 11% всего фонда зданий.

В Киеве будущее исторических зданий определяет историко-архитектурный опорный план, который является ключевой частью нового Генплана. Проект содержит конкретный перечень исторических объектов, их буферные зоны и в целом места, где будет запрещена высотная застройка. На данный момент документ находится на рассмотрении.

Одним из главных решений в новом Генплане должен стать запрет сносить исторические объекты и хаотично возводить на их месте новостройки.

Кроме того, следует провести инвентаризацию подобных объектов — под наблюдением представителей общественности, определить их состояние, разработать план реновации с последующей реализацией, в частности, за счет привлечения инвестиций.

Есть ли решение?

Местные власти не спешат заниматься адаптацией исторических зданий под современные потребности ввиду ограниченных бюджетных средств. Часть из них не внесены в соответствующие государственные реестры или муниципальные перечни. В результате должным образом за такие объекты никто не несет ответственность. Единично под вниманием могут оказаться здания, которые относятся к памятникам архитектуры, или те, которые вызвали общественный резонанс.

Важным шагом на пути к решению проблемы могло бы стать создание условий для диалога на уровне властей, общественности, девелоперов и инвесторов, объединенных одной целью — создать благоприятную городскую среду, которая приносила бы как социально-культурные, так и финансовые блага.

Также целесообразно разработать программу привлечения инвесторов для восстановления таких объектов. Например, посредством упрощения получения разрешительной документации, диджитализации процессов, предоставления определенных льготных условий.

Исторические здания могут представлять интерес со стороны инвесторов ввиду ликвидного потенциала такой недвижимости. Так, в будущем обновленный проект может приносить доход, начиная от 30%. Это зависит от локации, площади, текущего состояния объекта и правильно подобранной концепции.

Но стоит помнить, что порог входа в подобные проекты довольно высокий. Также сдерживающими факторами могут являться общий негатив со стороны общественности, внушительные капиталовложения, которые потребуются на дальнейшие работы, и отсутствие конкретного видения в этом вопросе со стороны государства.

Сохранение историко-культурного потенциала города является ключевой составляющей создания туристической ценности и гармоничной среды для жизни. В текущих условиях важно представить грамотный, учитывающий запросы общества план реконструкции исторических зданий, так же как создать благоприятную среду для привлечения инвестиций, чтобы его реализовать.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора