Почему провалился зерновой шантаж россии и чего ждать от нее дальше

Попытка блокирования зернового коридора — составляющая путинского плана нового этапа войны на истощение Украины

2 ноября министерство обороны рф заявило о возобновлении участия россии в «зерновой инициативе».

Напомним: 29 октября россия заявила, что приостанавливает участие в соглашении якобы из-за атаки дронов в Севастополе. Экспорт зерна временно прекратился. 30 октября Турция, ООН и Украина, несмотря на угрозы россии, согласовали план транзита для судов. Анкара заявила, что вывоз будет продолжаться вопреки «нерешительности» россии. 31 октября из портов вышли 12 кораблей из 354 500 т агропродукции в страны Африки, Азии и Европы. А уже 2 октября россия заявила, что «решила вернуться» к зерновому соглашению.

Заявление минобороны россии появилось неожиданно быстро, но было предсказуемым. Дело в том, что выход из зерновой сделки россия начала готовить задолго до атаки флота в Севастополе. Этот день мы определили совершенно точно: 18-19 сентября 2022 года (желтый столбик на графике), когда началось кардинальное, в пять раз сразу увеличение продолжительности ожидания инспекции суднами с зерном.

Черноморский зерновой коридор: как менялось время ожидания инспекции в Мраморном море суднами, возящими украинское зерно из порта Черноморская

В тоталитарных государствах это может быть только по команде сверху. Причем с самого верха. То есть где-то 17-18 сентября была команда тормозить процесс из кремля. Почему оттуда – потому что в « зерновой инициативе » есть личный интерес президента Турции, и замахнуться на него могло только соответствующее по уровню лицо.

Чтобы выяснить, что случилось, достаточно напомнить, что 14-16 сентября 2022 г. состоялся большой саммит ШОС в Самарканде, где президенту рф пришлось выдержать критику за войну от первых лиц Китая и Индии и унижение в процедурных вопросах со стороны лидеров азиатских стран-членов СНГ. А еще он пообещал президенту Китая, что постарается как можно быстрее завершить войну в Украине.

Вместо этого 18 сентября президент россии приказал тормозить зерновой экспорт, а 21-го объявил мобилизацию — впервые в истории современной россии. Через несколько недель впервые назначил командующего объединенной группировкой войск в Украине Сергея Суровикина (который уже отметился масштабными ракетными атаками гражданских украинских объектов. — Ред).

Отсюда только один вывод: попытка блокирования зернового коридора — составляющая путинского плана нового этапа войны на истощение Украины. Рассматривать эту тему отдельно от войны нет никакого смысла.

Именно это мы отмечали в прогнозе от 1 ноября. Опуская подробности и возможные планы россии (затянуть время для пополнения и слаживания войск, сильнее раскрутить инфляцию в Европе и особенно в Британии, спровоцировать социальную напряженность в ЕС и давление на власти с требованием пересмотреть политику по СВО и россии в целом) перейдем выводу этого прогноза.

Единственным (еще раз, единственным) фактором, который может отсрочить срыв украинского морского экспорта зерна в ближайшее время, является опасение России испортить отношения с президентом Турции, для которого это успешный глобальный лидерский проект. И, может быть, немного экономического интереса.

Распределение судов, возящих украинское зерно из порта Черноморска, по странам регистрации

Возможно, в состоявшемся 1 ноября телефонном разговоре Эрдоган сказал путину что-то вроде «Говори что хочешь, но мои турецкие суда все равно будут возить зерно из украинских портов».

Но, если серьезно, следует отдавать себе отчет: позиция россии в отношении Украины не изменилась. Препятствование россии зерновому коридору – это совсем НЕ О ЗЕРНЕ, это о новом этапе войны. Тот факт, что россия сейчас не решилась физически мешать зерновому экспорту непосредственно в море, ничего не меняет. Изменить сложившуюся ситуацию, распределение сил и переговорную позицию рф могут только ВСУ за счет достаточного количества современного оружия. И прогнозировать дальнейшее развитие событий следует именно в таком контексте.


Автор – руководитель Мониторинговой группы Института Черноморских стратегических исследований


PS На фоне новостей о «выходе» и «возвращении» россии к зерновому соглашению остался незамеченным еще один факт. В течение 1 ноября турецкие и ооновские инспекторы хорошо поработали: все суда с украинским зерном, идущие сейчас в пролив Чанаккале и далее в Средиземное море, ожидали этого момента до 21-22 дней из-за саботажа российских инспекторов.

Опасность для судоходства в результате искусственной «толчеи» в Мраморном море сходит на нет

Опасность для судоходства в результате искусственно созданной «давки» в Мраморном море сходит на нет. Но возвращение россии к инспекционной работе снова может изменить ситуацию к худшему. Напомню: позиция россии относительно Украины не изменилась.

Читать на The Page