ВАКС не арестовал Коболева до суда по делу о его премии в $10 млн
Высший антикоррупционный суд Украины (ВАКС) в понедельник, 23 января, отклонил ходатайство Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП) о досудебном аресте Андрея Коболева или залоге в размере 365 млн грн по делу о его премии на сумму $10 млн от НАК «Нафтогаз Украины» в 2018 году.
САП и детективы НАБУ доказывали, что он незаконно получил $10 млн премии, пока был главой правления НАК «Нафтогаз Украины».
Эта премия — часть премии, которую получили 40 сотрудников НАК «Нафтогаз», причастных к выигрышу Стокгольмского арбитража «Нафтогаз» против «Газпрома».
«Это кейс противопоставления корпоративной и антикоррупционной реформ в публичных компаниях. В нашей компании есть бескомпромиссное правило: браться исключительно за антикоррупционные кейсы, если после изучения материалов дела мы видим, что в нем нет коррупции. Дело Андрея Коболева не имеет отношения к коррупции», — настаивают юридическая компания «Миллер», представляющая интересы Андрея Коболева в суде, и ее основатель Маси Найем.
Адвокаты напомнили, что Коболев не сам себе выписал премию (это версия обвинения), — на самом деле решение об этом принял наблюдательный совет «Нафтогаза». Адвокаты предложили отклонить ходатайство прокурора в связи с отсутствием в действиях Андрея Коболева состава преступления.
Позиция независимых членов Наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины» в деле Андрея Коболева
Накануне суда три бывших независимых члена наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины» — Клер Споттисвуд, Бруно Лескер и Лудо Ван дер Гейден — опубликовали официальное заявление о позиции набсовета в 2018 году. Они напомнили, что Наблюдательный совет НАК самостоятельно, без давления со стороны руководства НАК, в 2018 году принял решение о премиях тогдашнему генеральному директору НАК Андрею Коболеву и еще 40 работникам компании, причастным к выигрышу судебного дела против «Газпрома».
«Выигрыш в Стокгольмском арбитраже против «Газпрома» был одним из больших достижений Андрея Коболева как председателя правления «Нафтогаза». Мы верили, что такой беспрецедентный успех заслуживал беспрецедентного бонуса в Украине», — считают директора.
У «Газпрома» тогда отсудили $4,6 млрд. «Нафтогаз» получил $2,1 млрд компенсации сразу в 2018-м, еще $2,5 млрд — в 2019 году. Деньги ушли прямо в госбюджет. Бонус команде НАК в размере 1% от выплат Наблюдательный совет утвердил «единогласно, включая как независимых членов, так и назначенных правительством Украины», подчеркнули авторы заявления.
Проект решения о бонусе был подготовлен независимой юридической фирмой с учетом мировой практики корпоративного управления.
Дело Коболева — это противостояние двух реформ — нардепы
Народные депутаты Украины Ярослав Железняк, Максим Хлапук и Владимир Цабаль подали в ВАКС заявления, что готовы взять Андрея Коболева на поруки как «человека, в порядочности и репутации которого нет никаких сомнений».
«Это похоже на противостояние двух сверхважных реформ:
- с одной стороны, реформа корпоративного управления, где предприятием руководят не политики или Кабмин, а независимый наблюдательный совет. Они определяют уровень премий. И ввести их в заблуждение, мягко говоря, очень сложно (а это инкриминируют Андрею). Почему-то пока в «Нафтогазе» был НС, он был прибыльным, а как снесли его — стал снова убыточным. МВФ требует снова, уже в январе, создать в «Нафтогазе» набсовет;
- кроме того, антикоррупционная реформа. Где (особенно в последнее время) НАБУ и САП показывают отличный пример работы независимых институтов. И получают поддержку и репутацию.
Противостояние этих двух важных реформ точно выгодно тем или тому, кто против них обеих. Кто хочет и дальше рулить правоохранителями по звонку и не иметь чертовых наблюдательных советов с иностранцами…. А вместо этого иметь в «Нафтогазе» свой «бэк-офис», – прокомментировал Ярослав Железняк.
Почему Коболев должен быть на свободе — экс-посол США в Украине Джон Хербст
Джон Хербст, бывший посол США в Украине, занимающий сейчас должность старшего директора Евразийского центра Атлантического совета, считает, что Андрей Коболев внес уникальный вклад в энергетическую политику США, направленную на противодействие российской агрессии.
Он подтверждает, что Андрей Коболев одним из первых приехал в Вашингтон сразу после начала вторжения, чтобы мобилизовать политику США в поддержку Украины, а затем приезжал снова и снова на встречи с сенаторами, конгрессменами, делегатами ОБСЕ и чиновниками Госдепартамента США.
Хербст отмечает, что опыт Коболева в энергетике помог усилить санкции против российского энергетического сектора, а его репутация сыграла не последнюю роль в увеличении технической и финансовой помощи США энергетической отрасли Украины.