Государственное регулирование розничных цен на топливо оказалось эффективным, однако его лучше вводить при отсутствии дефицита на рынке. Об этом в интервью рассказал директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
По словам эксперта, он не является сторонником регулирования цен на топливо, поскольку этот рынок может работать самостоятельно. А все потому, что на нем работают сотни компаний.
«Однако государственное регулирование розничных цен оказалось жизнеспособным, хотя поначалу всех пугало. Но регулирование работает, когда нет дефицита. Правительство, хотя и с некоторым опозданием, это осознало», — отметил Куюн.
При этом он напомнил, что после введения регулирования цен некоторые компании отказались поставлять топливо, потому что им это было невыгодно.
«Зачем продавать по «регулируемым» 40 грн/л на АЗС, если можно продавать оптом по 70 грн/л?» – подчеркнул Куюн.
Также он добавил, что после отказа от регулирования цен множество компаний смогли покупать топливо по любой цене и везти его в Украину. Через некоторое время рынок вернулся к уровню довоенных наценок, то есть регулирование произошло без внешнего вмешательства.
Контекст. В конце апреля 2022 года в Украине начались проблемы с топливом на АЗС. После уничтожения ряда объектов, в частности нефтебаз и нефтеперерабатывающего завода в Кременчуге, в стране возник дефицит топлива, и оно стало существенно расти в цене. Власть решила взять процесс под свой контроль и ввела государственное регулирование цен. На некоторое время горючее почти исчезло с АЗС, в городах наблюдались просто невероятные очереди на заправках, кроме того, действовали жесткие ограничения на его продажу. Через некоторое время ситуацию удалось стабилизировать, и после этого государственное регулирование цен было отменено. Эксперты отмечали, что это может оказать существенное влияние на цену — она снова может взлететь, однако этого не произошло.