Facebook Pixel

Цены на топливо отпустили – когда оно появится на АЗС

Сегодня, 19 мая, Кабинет министров опубликовал постановление № 594 от 17 мая, которое остановило регулирование цен на топливо в розничных сетях. Ранее первый вице-премьер – министр экономики Юлия Свириденко говорила, что правительство решило на два месяца отказаться от государственного регулирования цен на топливо. Вместе с тем она ожидает, что стоимость дизтоплива (ДТ) на АЗС не будет превышать 58 грн/л, а бензина – 52 грн/л.

Причины нынешнего топливного кризиса

В последние несколько недель во всех регионах Украины на АЗС наблюдается острый дефицит топлива. Главная причина нынешнего топливного кризиса – война. Разрушен крупнейший Кременчугский нефтеперерабатывающий завод и другие перерабатывающие мощности внутреннего рынка, которые обеспечивали до войны 18% потребления.

Еще 82% нефтепродуктов Украина импортировала четырьмя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским и трубопроводным. Сейчас эти каналы поставок либо практически остановлены, либо работают совсем по-другому. К тому же основной импорт топлива шел из РФ и Беларуси или транзитом через Беларусь. С началом войны эти направления полностью закрыты.

Важнейшие причины дефицита топлива в Украине:

  • утрата практически всех прежних каналов поставок топлива на рынок;
  • уничтожение большого числа нефтебаз, потеря складских запасов;
  • рост потребления со стороны сил обороны, ГСЧС, медиков и т. п.;
  • сокращение персонала у операторов рынка, особенно острая нехватка водителей бензовозов.

В соцсетях также порой высказывают предложения, что к дефициту приложили руку сами операторы рынка, захотевшие отмены госрегулирования цен и большего заработка. Вероятно, не без этого. Но влияние объективных факторов, которые мы назвали выше, гораздо сильнее.

Что делает правительство для сокращения дефицита топлива

Минэкономики 13 мая сообщило, что 350 тыс. тонн топлива с «совершенно новых логистических маршрутов» получит Украина в мае. Для этого в марте – апреле были приняты меры, позволившие увеличить суточный объем ввоза топлива из ЕС с 4 тыс. тонн до 12 тыс. тонн в сутки:

  • отменены разрешения на въезд автоцистерн для доставки топлива в Украину;
  • обеспечена возможность принимать топливо в портах Дуная;
  • внесены изменения в механизм ценового регулирования стоимости горючего;
  • обеспечено внеочередное оформление топлива на границах со стороны таможни и пограничной службы.

«По железной дороге начали завозить в 5 раз больше горючего. В марте завезли 35 тыс. тонн, в мае ожидаем 180 тыс. тонн. Автомобильный завоз вырос в 15 раз – с 5 тыс. до 85 тыс. тонн. Речной транспорт теперь перевозит в 5 раз больше горючего в сравнении с мартом – с 4 до 22 тыс. тонн», – отметила Свириденко.

Также есть договоренность о начале реверса горючего по трубопроводу из Венгрии. Украина получила подтверждение на импорт 35 тыс. тонн в месяц, с потенциальным увеличением до 50 тыс. тонн.

Чтобы исчезли очереди и дефицит, запасов горючего на АЗС должно быть минимум на 15 дней, считают в Минэкономики.

По прогнозу министерства, в мае ожидается потребление 300 тыс. тонн ДТ и 120 тыс. тонн бензина. Такой объем импорта уже законтрактован украинскими сетями.

Как оценивают ситуацию на топливном рынке его операторы

Крупнейшие игроки рынка и эксперты неоднозначно оценивают эффект от отмены госрегулирования на процесс появления топлива на АЗС. Ряд из них считают, что главная причина пустоты на АЗС – нехватка топлива. А на нее отмена госрегулирования цен повлиять не может.

Подтверждением этому является дискуссия, состоявшаяся 16 мая на заседании Комитета ВР по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг.

Так, вице-президент ОККО Юрий Кучабский отметил, что «государственное регулирование цен никоим образом не сдерживает поставки в Украину. Формула определения граничной цены не мешает импортировать нефтепродукты».

Главная проблема, по его словам, не в цене, а в логистических сложностях доставки горючего в Украину. «Дефицит будет, пока не будут наработаны дополнительные маршруты поставки, не будут построены нефтебазы возле границы с ЕС», – соглашается с ним директор по стратегическому развитию сети «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук.

«У нас есть договоренности, что на 30% будет увеличен объем поставок из Румынии и в 3–4 раза – из Польши», – сказал Кучабский. Дополнительные объемы идут через Словакию и Венгрию. «Если поставки по этим направлениям сработают хорошо, то мы разрулим ситуацию до конца мая», – заверил он.

Отмена госрегулирования может привести к росту цен, а дефицит останется, считает Неля Привалова, глава «Нефтегазовой ассоциации Украины». «С поставками станет немного легче, но если бы это было сделано в начале апреля, то у нас была бы лучшая ситуация».

Коммерческий директор WOG Михаил Романив говорил, что отмена регулирования цен позволит его сети нарастить импорт. Сети АЗС часто покупали нефтепродукты в Европе по спотовым контрактам, цены по которым были выше предельной стоимости в Украине. Из-за этого не импортировали весь доступный на внешнем рынке топливный ресурс.

Отмена госрегулирования может погасить ажиотажный спрос за счет высоких цен, считает Кучабский. Сеть ОККО, по его словам, сейчас продает больше топлива, чем до войны. «У нас хотят заправиться вдвое больше клиентов, мы просто не успеваем наполнять АЗС».

Какими будут цены на топливо

Участники рынка сомневаются, что цены на АЗС не превысят уровни, которые ожидает Минэкономики.

На совещании в комитете ВР руководитель одной из сетей говорил: «Попробуйте купить сейчас в Европе 95-й бензин дешевле 40 грн. Там тоже уже дефицит. Посредники выставляют надбавку в $150 – 250 на тонне. А топливо еще нужно довезти».

Издание ZN.ua сообщило, что сети АЗС начали заключать первые соглашения по поставкам топлива без регулирования, и опубликовало одно из предложений дистрибьютора о поставках топлива мелким оптом. Исходя из него, даже цены мелкого опта превышают рекомендованные правительством ориентиры розничных цен. С учетом наценки АЗС цены будут 60 – 72 грн для ДТ и 55 – 65 грн для бензина А-95.

Когда исчезнет дефицит топлива на АЗС

Дефицит нефтепродуктов будет сохраняться до конца 2022 года из-за ограниченных логистических возможностей с их доставкой в Украину, считает Александр Мельничук, слова которого приведены в пресс-релизе компании «БРСМ-Нафта» от 18 мая.

«Топлива не будет хватать. Обеспеченность им будет на уровне 40% от довоенных показателей. Потому что полностью обеспечить Украину необходимыми объемами топлива физически невозможно», – заявил Мельничук.

Он выразил сомнение, что отказ от государственного регулирования цен приведет к снижению дефицита нефтепродуктов. «Ценовое регулирование никак не влияет на количество топлива внутри Украины».

По состоянию на 18 мая «БРСМ-Нафта» получила необходимые разрешения на выезд за границу для всех 70 бензовозов из автопарка компании. «Такая же ситуация и у наших коллег из других сетей. Сейчас мы можем завозить 20% того объема, который наша сеть продавала раньше. Движение пошло, и топливо начало доезжать и до центральной Украины. Раньше оно доходило максимум до Ровно. Бензовозы из Польши и Венгрии разгружались во Львовской и Закарпатской областях», – пояснил Мельничук.

«БРСМ-Нафта» завозит топливо также в Харьков и Чернигов, где «оно критически важно для ВСУ».

«Мы сейчас поставляем в Киев дизельное топливо, надеемся в течение недели наладить поставки 95-го и 92-го бензина. Стараемся наладить поставки в Николаев. Надеемся через две недели начать поставки в Днепр», – сказал Мельничук.

Это поможет отчасти снять напряжение, но проблему не снимет.

18 мая стало известно, что Польша предоставит Украине 25 тыс. тонн бензина из своих запасов. Об этом рассказала Юлия Свириденко, которая встретилась в Киеве с польским министром климата и окружающей среды Анной Москвой. Поставки начнутся с начала следующей недели.

***

Директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн отметил: «Украина – первая страна Европы, лишившаяся российских энергоносителей. Мы на своем опыте сейчас убеждаемся, как сложно это сделать и как сложно принять решение об эмбарго другим, поскольку ни у одной страны Европы нет опыта 100% переориентации на новые источники снабжения».

Поблагодарить 🎉