Премьер-министр Денис Шмыгаль предостерег представителей топливного бизнеса от злоупотреблений. В ходе онлайн-встречи с ними он подчеркнул: главная задача – чтобы люди имели горючее, а на рынке не было злоупотреблений. На такие проявления, по его словам, государство будет реагировать по законам военного времени.
Шмыгаль также сообщил, что у него были переговоры по либерализации логистических путей с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем и президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен. Евросоюз ввел для Украины так называемые коридоры солидарности. Подобный инструмент работал во время пандемии внутри Европы, когда развозили вакцины и медикаменты.
«Власть делает и готова делать все необходимое, чтобы дать бизнесу возможность завозить горючее в страну. На пунктах пропуска автомобильному и железнодорожному транспорту с горючим предоставляется абсолютный приоритет. Мы также ведем переговоры о других путях поставки, чтобы расширить наши логистические возможности», – добавил премьер.
В Государственной пограничной службе заявили, что автомобильный транспорт с горючим проходит границу с украинской стороны без очередей.
Первый вице-премьер-министр Юлия Свириденко сообщила, что количество бензовозов, ежедневно пересекающих границу, выросло почти на треть в сравнении с началом мая.
Снижение требований к качеству топлива
Правительство внесло изменения в технический регламент требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу, согласно которым допускается изготовление и оборот нефтепродуктов экологических классов «Евро-3» и «Евро-4». Изменения действительны до конца действия военного положения.
Основными отличиями экологических классов является содержание серы и объемная доля бензола. Для стандарта «Евро-5» содержание серы составляет не более 10 ppm, для «Евро-4» – 50 ppm, для «Евро 3» – 150 ppm. Соответственно допустимая доля бензола составляет 1%, 3% и 5%.
Изменения, в частности, позволят легализовать производство нефтепродуктов на мини-НПЗ. По подсчетам Консалтинговой группы «А-95», на мини-НПЗ выпускалось около 35 тыс. тонн бензина и до 10 тыс. тонн дизтоплива, большинство из которых относились к классам «Евро-3» и «Евро-4».
«Для потребителей фактически ничего не изменилось — горючее с мини-НПЗ было на рынке и до войны, но сейчас его доля существенно выросла. Для значительной части украинского автопарка «Евро-3», а тем более «Евро-4» не несет существенной угрозы, ведь большинство показателей имеют значение для влияния на экологию. А вот встреча с таким горючим для хрупкой современной малолитражки с кучей электроники может стать роковой», – пояснил эксперт Консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн.
Повышение предельных цен
Министерство экономики 14 мая обнародовало новую среднюю стоимость бензинов и дизтоплива, на основании которой исчисляется предельная цена реализации горючего на АЗС.
В сравнении с началом месяца расчетная цена на бензин выросла на 2,17 грн/л, на ДТ – уменьшилась на 32 коп/л.
С учетом предельных торговых наценок максимальная цена на «обычный» бензин для его продажи на АЗС не должна превышать 39,86 грн/л, на «обычное» ДТ – 42,31 грн/л.
Соответственно премиальные марки горючего могут реализовываться с 5%-й надбавкой: бензин А-95 – за 41,85 грн/л, ДТ – за 44,42 грн/л.
Операторы могут не соблюдать норму относительно этой надбавки и устанавливать свою цену на топливо с улучшенными показателями качества, но только при условии, что вместе с ним на АЗС реализуется «обычное» топливо.

Перспективы топливного рынка
Директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн считает, что перспективы улучшения ситуации на топливном рынке есть, они обнадеживающие, но нужно время. «Еще далеко не факт, что мы уже видим все проблемы на этом пути. Пока рынок не наполнится, проблема дефицита и спекуляций никуда не исчезнет», – пояснил эксперт.
Куюн отметил, что сейчас много разговоров о том, что нужно отменить госрегулирование на топливном рынке. Сторонники этого шага считают, что если цены сильно вырастут, то упадет спрос, прекратятся перепродажи топлива, и оно появится на АЗС.
«Надо понимать, что в таких ценах будет 100% прибыли (которую между собой разделят оптовики и АЗС), а это никак не поможет нарастить поставки. Скажу больше: когда зарубежные поставщики и перевозчики увидят такую либерализацию, они увеличат тарифы», – считает Куюн.
По его словам, бизнес признает, что действующая система расчета предельных цен адекватна и проблема не в госрегулировании, а в недостатке поставок.
«Да, спекуляции по 60 — 70 грн/л будут продолжаться, если правительство по-настоящему не проникнется контролем. Только настоящим, а не проверкой чеков, которые спекулянты вообще не выдают», – поясняет эксперт.
Куюн резюмирует: высокие цены и длинные очереди делают свое дело – потребление топлива падает. В то же время обеспечение понемногу, но растет.
«Надеюсь, что к концу мая дефицит немного угаснет. Вряд ли исчезнут ограничения, но они будут не столь суровыми. В июне нас ждет новый вызов – жатва, но к тому времени должны улучшиться поставки по нескольким направлениям. В целом к августу должна заработать новая система снабжения», – прогнозирует эксперт.