Facebook Pixel

Андрей Гмырин: «Монетарная политика Украины напоминает «тушение пожара»

Автор

Доцент Университета государственной фискальной службы Украины Андрей Гмырин убежден, что монетарные инструменты, которые помогают ведущим государствам мира спасать свою экономику от последствий пандемии COVID-19, в Украине могут не сработать. Причина в отсутствии со стороны Правительства комплексного и системного подхода к их применению. Свои размышления эксперт изложил в серии авторских блогов на Ліга.net.

Андрей Гмырин анализирует монетарную политику государств Европы, США, Азии и сравнивает ее с украинскими реалиями. Он подчеркивает, что почти все страны применяют схожие методы стимулирования экономического развития. В частности, используют механизм снижения учетных ставок центральных банков, вводят программы рефинансирования банков с акцентом на малый бизнес, предлагают предпринимателям дешевые кредиты, осуществляют валютные интервенции и др.

Снижение процентных ставок

Так, в течение I полугодия подавляющее большинство центральных банков стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), куда входит 36 государств, смягчили процентную политику. Медианное значение снижения ставки составило 25 б. п.

Возможности снижения учетных ставок в этих странах ограничены, ведь они и до пандемии приближались к нулю, отмечает эксперт. Например, в США, Великобритании, Австралии, Швеции, Израиле эти показатели составляют не более 1%. Украина тоже движется по этому пути. Для поддержки экономики Национальный банк Украины (НБУ), начиная с 12 июня 2020 года, снизил ключевую учетную ставку на 200 б. п. — до 6%.

Андрей Гмырин напоминает, что низкая учетная ставка, как правило, стимулирует кредитование экономики и населения, вследствие чего оживляется внутренний спрос, улучшаются экономические показатели. Но при этом растет и инфляция.

«Да, кредиты станут дешевле, но депозиты пострадают, — говорит ученый уже об Украине. — К тому же нам не стоит ждать быстрого падения процентной ставки по долгосрочным кредитам. Дело в том, что кредитные портфели в основном уже сформированы и пересматривать их банки вряд ли станут. Другое дело — «короткие кредиты», на срок до 2 недель, здесь удешевление будет достаточно быстрым и примерно на 2%. В целом от снижения учетной ставки НБУ населения скорее приобретет, чем потеряет».

Вместе с тем А. Гмырин отмечает, что Украина имеет сырьевую специализацию производства, поэтому сегодня не так важно, какая процентная ставка внутри страны. Стоит только упасть мировым ценам на сырье — сократятся доходы экспортеров, ухудшится платежный баланс, неизбежно обесценится национальная валюта, вырастут цены.

По мнению эксперта, избежать этих рисков можно, если перестать рассматривать учетную ставку, как средство борьбы с инфляцией, пересмотреть само понятие инфляции, а главное — наладить взаимодействие Кабмина, НБУ и Верховной Рады и выработать комплексный подход к решению проблемы. Нужна разработка промышленной и инвестиционной политик страны и законодательные изменения, — убежден Андрей Гмырин.

Кредитная политика

В период кризиса ведущие страны мира успешно используют кредитную поддержку бизнеса через рефинансирование банков. Подобная программа уже опробована Федеральной резервной системой (ФРС) США, Банком Англии. В Австралии банки в течение полугодия смогут заимствовать у Резервного банка суммы, которые составляют до 3% кредитного портфеля компаний и домохозяйств. У Европейского центрального банка рефинансирование кредитов малому бизнесу будет осуществляться на 25 б. п. ниже ставки по основным операциям. Канада запустила новую кредитную линию, по которой финансовые компании могут заимствовать средства у Банка Канады, предложив в качестве залога достаточно широкий спектр активов, в том числе — ипотечные кредиты.

А что же делает Украина? Андрей Гмырин перечисляет ряд правительственных и законодательных решений, которые должны облегчить жизнь, прежде всего, малому и среднему бизнесу в условиях пандемии. Так Национальный банк Украины принял постановление об упрощении реструктуризации кредитов заемщикам, которые сталкиваются с финансовыми трудностями из-за влияния COVID-19. А Верховная Рада приняла закон, запрещающий заводить новые дела о банкротстве юридических лиц по искам кредиторов. Этот запрет распространяется на период после старта карантина и в течение 90 дней после его завершения. Также парламент освободил заемщиков от уплаты штрафа за задержку в погашении банковского кредита, если эта задержка привязана во времени к карантину.

В феврале стартовала широко разрекламированная правительственная программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса «5-7-9%». По данным Минфина, по состоянию на 20 июля 2020 отечественные банки выдали 1250 кредитов на общую сумму 1,775 миллиарда гривен. При общем запланированном Правительством объеме — 5 млрд грн. В июне Кабинет Министров снял ограничения по максимальной сумме кредита по этой программе и расширил доступ предпринимателей к ней.

Несмотря на амбициозные цели и громкие заявления, большинство этих шагов оказались далекими от реалий экономической жизни, а потому и малоэффективными, констатирует ученый. Малый бизнес, который мог стать локомотивом экономики, из-за своей низкой платежеспособности ограничен в возможностях получить льготный кредит. Банки не слишком заинтересованы в выдаче таких кредитов, поскольку на этом нельзя заработать. К тому же банкиры опасаются, что государство не будет спешить компенсировать им процентные ставки, ведь выполнение текущего госбюджета под вопросом.

«Считаю, есть смысл расширить действие льготного кредитования под 5-7-9% на весь бизнес, — пишет А. Гмырин. — Поскольку под нее уже выделено финансирование, она позволила бы уберечь от рисков остальные категории малого и среднего бизнеса. Да, эта программа очень сложная для банков в области управления кредитным портфелем. Государство обязуется лишь компенсировать банку разницу между рыночными и льготными процентом. А риски по обслуживанию и возврату кредита банк принимает на себя. Поэтому и не спешит кредитовать потенциальных должников. А это преимущественно малый и средний бизнес, который больше всего пострадал вследствие карантина. Хотя я всегда подчеркиваю, что вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Украины составляет порядка 55%»

Андрей Гмырин соглашается, что на фоне все еще мощных (несмотря на удар пандемии) экономик США, Европы, Китая антикризисные возможности Украины являются скромними. К тому же наша страна вынуждена кредитоваться у Международного Валютного Фонда, котрый прогнозирует ей выход на докризисный уровень производства только в 2023-2024 годах.

«Меня, как исследователя системных изменений в отечественной экономике, больше всего беспокоит, что в противовес правительствам других стран наш Кабинет Министров до сих пор не утвердил национальный план антикризисных мер. А действия по управлению кризисом напоминают тушение пожара. Примеры успешных стран свидетельствуют: инструменты монетарной политики максимально эффективны, когда они работают стабильно — до кризиса, во время и после него. Поэтому сегодня, как никогда, украинское правительство должно анализировать мировой опыт и применять комплексный подход к управлению экономическими процессами и системами. Напомню, что в середине июня мы с коллегами-экспертами предлагали КМУ ряд инициатив для доработки «Программы стимулирования экономики для преодоления последствий COVID-19» «Экономическое восстановление». Но эта программа до сих пор не утверждена», — заключает Андрей Гмырин.

Ссылка на серию блогов А. Гмырина о монетарной политике Украины и других стран мира:

https://blog.liga.net/user/agmirin/article/37596

https://blog.liga.net/user/agmirin/article/37605

https://blog.liga.net/user/agmirin/article/37638

Поблагодарить 🎉