Из-за огромных долгов, накопленных авиакомпанией МАУ Игоря Коломойского, ей уже прочат повторение судьбы обанкротившегося «Аэросвита» — другого авиаперевозчика олигарха, пишет UBR. К спасению компании подключился Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), который поручил правительству урегулировать ситуацию с долгами компании перед аэропортом «Борисполь» и госпредприятием обслуживания воздушного движения «Украэрорух». При этом секретарь СНБО Алексей Данилов не исключил, что, учитывая ситуацию, МАУ может вообще прекратить свою работу.
Сколько долгов накопила МАУ
Авиаперевозчик начал «влезать» в долговую яму еще в 2016 году. Тогда он отказался платить сбор «на развитие гражданской авиации» в размере $2 с билета. Между тем, по данным авиаэксперта, директора Института менеджмента и стратегий Богдана Долинце, в прошлом году часть этого долга была списана по решению суда. Он добавил, что точно сказать, сколько должна МАУ аэропорту «Борисполь» и «Украэроруху», не может, однако отметил, что речь идет примерно об 1 млрд грн.
Транспортный эксперт Вячеслав Коновалов говорит о потенциальных «многомиллиардных долгах», которые могут появиться позже, как это было с «Аэросвитом».
В начале августа МАУ сообщила, что за первые шесть месяцев этого года получила 21,7 млн чистой прибыли. За первое полугодие 2020 года авиаперевозчик отчитался о 2,9 млрд убытков.
Что будет дальше с МАУ
Эксперты считают, что одним из наиболее вероятных сценариев для МАУ является ее дальнейшая национализация. В пользу этого варианта говорит то, что компания уже имеет все необходимые лицензии и разрешения, а также налаженные бизнес-процессы.
Показательным для такого сценария является пример итальянской Alitalia, которая из-за локдауна вынуждена была объявить о банкротстве. В тот же самый день власти Италии ее национализировали.
Что может спасти МАУ
Одним из потенциальных вариантов спасения компании является кредит. Однако эксперты считают, что он маловероятен. Это объясняется тем, что обычно большая часть самолетов авиакомпаний находится в лизинге, поэтому им просто нечего закладывать для получения кредитных средств.
Еще один вариант — обратиться за помощью к государству. Но и этот вариант не слишком вероятен.
«В авиакомпании, как правило, нет активов, кроме менеджмента, навыков и сотрудников... Поэтому никто другой, кроме самой авиакомпании, отвечать за это не может и не должен», — пояснил заместитель министра финансов Александр Кава.
Что будет, если МАУ обанкротится
Последствия прекращения работы МАУ могут быть довольно серьезными для Украины. По оценкам экспертов, это может сильно ударить по смежным авиабизнесам, таким как наземное обслуживание, клининг, заправка и т. п.
Кава менее пессимистичен относительно последствий из-за закрытия МАУ. Он отмечает, что эта авиакомпания, конечно, крупнейшая в Украине, однако по европейским меркам она «средняя». На ее место скоро придут новые перевозчики, и дефицита не будет.
Что говорят в МАУ о возможном банкротстве
В самой авиакомпании уверяют, что сейчас ее финансовое состояние является «максимально стабильным и эффективным». Глава МАУ Евгений Дыхне в интервью «Интерфакс-Украина» заявил, что авиаперевозчик «находится в диалоге с государством».
«Мы платим все текущие платежи, с аэропортом «Борисполь» перешли на предоплату. А все проблемы, которые были накоплены до 2019 года, вынесены за скобки. Хотя я не имею морального и юридического права закрывать на них глаза. И, кстати, несмотря на заявление СНБО, которое было интерпретировано несколько в иной манере, чем суть проблемы, и собственно протокольное решение СНБО о разработке плана мероприятий по стабилизации деятельности авиационной отрасли, впервые за много лет мы находимся в диалоге с властью. И профильный министр, и все чиновники, принимающие решения, видят в моих словах и действиях желание цивилизованным образом урегулировать, реструктуризировать и разработать план выплат. И это находит соответствующий отклик», — сообщил он.
Контекст. Ранее Коломойский уже утратил один свой большой актив. В декабре 2016 года правительство Украины национализировало Приватбанк и вложило в капитал финучреждения более 155 млрд грн. Бывшие владельцы потеряли все свои акции и считают национализацию незаконной, а банк и государство требуют от них возмещения ущерба в судах.