Нефтеперерабатывающие компании начали массово арендовать крупнотоннажные танкеры для хранения излишков нефти, которые появились из-за падения спроса на фоне пандемии коронавируса COVID-19. Такая ситуация привела к существенному росту цены фрахта танкеров. Тариф на фрахт танкеров второго класса, которые могут перевозить 800 тыс. баррелей, вырос более чем в два раза – до рекордных $173 тыс. в день.
Расположение танкеров, которые хранят нефть

Расположение танкеров, которые хранят нефть
Фрахт танкеров первого класса, грузоподъемность которых составляет от 345 тыс. до 615 тыс. баррелей, также вырос в два раза и достиг почти $112 тыс. в день, передает Financial Times.
В то же время на фоне снижения добычи странами ОПЕК+ цена фрахта сверхкрупных танкеров (VLCC) вместимостью до 2 млн баррелей снизилась до $167 тыс. в день.
Компании выбирают хранить излишки продукции на танкерах, поскольку наземные хранилища уже заполнены. Объем нефтепродуктов, хранящихся в танкерах, достиг 72 млн баррелей. В прошлом месяце было только 33,7 млн баррелей.
Кроме излишков нефти, причиной роста спроса на танкеры также стала невозможность выгрузки в портах Северной и Южной Америки из-за коронавируса, что привело к перенаправлению судов других стран.
Контекст. В марте на фоне планов крупнейших нефтяных экспортеров увеличить добычу нефти тарифы на фрахт танкеров увеличились почти в десять раз.
В начале марта страны ОПЕК+ не смогли договориться о новом соглашении по сокращению добычи нефти, и это спровоцировало обвал цен. Стоимость Brent в марте опускалась ниже $22 за баррель. К согласию пришли только спустя месяц — договорились снизить добычу нефти на 9,7 млн баррелей в сутки в мае-июне 2020 года. Однако ценам на нефть это не помогло: стоимость Brent временно поднялась до $36, но потом снова начала падать.
«По мере того, как емкости на суше заполняются, танкеры становятся последним местом хранения. Ставки на танкеры будут высокими и волатильными, пока на рынке нефти наблюдается переизбыток, который мы ожидаем в течение второго квартала этого года», — сказал Эрик Брукхейзен, глава отдела исследований танкерного флота в Poten&Partners.
Нефтяная госкомпания Саудовской Аравии Saudi Aramco с 1 мая обещает поставлять на рынок 8,5 млн баррелей нефти в сутки вместо 12,3 млн баррелей в апреле. ОПЕК ожидает, что глобальный спрос на нефть составит 92,8 млн баррелей в сутки – на 10 млн баррелей меньше, чем в докризисные времена. Кроме того, в апреле наблюдается наибольший спад на уровне около 20 млн баррелей в сутки.