Электрические внедорожники, трассы в местах экокатастроф, контактная борьба, гендерное равенство и «новые возможности для меньшинств».
Гонки ради сохранения окружающей среды – такой же оксюморон, как «пчелы против меда» или «криптобиржи против отмывания денег». Казалось бы, в век экологической рефлексии они обречены, как и сами автомобили в их нынешнем виде. Ведь их производство требует огромных энергозатрат и множества редкоземельных материалов, а производство топлива, выхлопные газы и сложности с утилизацией наносят невосполнимый урон природе. Благо, что в автоспорте есть такие люди, как Алехандро Агаг. Именно он придумал Formula-E, которую называют «электрической «Формулой-1» и в которой отлично уживаются как гоночные традиции, так и «зеленые» инициативы вроде стремления к нулевым выбросам и использованию возобновляемой энергии.
Фото: Extreme E
Extreme E: гонки ради сохранения окружающей среды
Испанец не просто придумал новый формат, но и сумел раскрутить его – на сегодняшний момент серия, в конце первого года существования висевшая на волоске от банкротства (долги превышали $25 млн), заполучила статус чемпионата мира. В ней больше заводских команд, чем в Ф-1 и WRC вместе взятых, поскольку общественный имидж «защитников природы» для производителей не менее важен, чем возможность использовать гонки как платформу при разработке и доводке электромобильных технологий. Ну а гонщики, спонсоры и организаторы этапов, желающие попасть в Formula-E, вынуждены в буквальном смысле слова занимать очередь.
Вот только с обывательской точки зрения болиды F-E так же далеки от автомобилей, на которых они приезжают на гонки, как и болиды F-1. И синьор Агаг придумал формат Extreme E, в котором удивительным образом уживаются главные тренды как авторынка, так и социума: электрокары и кроссоверы, экологические проблемы и гендерное равенство. И у которого куда более эффектная картинка, чем у Formula-E, этапы которой проходят по узеньким городским трассам и из-за отсутствия звукового сопровождения напоминают заезды радиоуправляемых моделей. В «экстремальных гонках» рык многолитровых моторов компенсируется прыжками с трамплинов, клубами пыли из-под колес и фантастическими природными пейзажами в самых удаленных уголках планеты вроде ледников Гренландии и джунглей Амазонки.
Играющие тренеры
И, конечно же, звездными составами. Ведь в ралли-рейдах куда больше умения ходить по лезвию бритвы ценится опыт и выносливость – этапы Extreme E будут проходить в самых экстремальных локациях. Промоутер целенаправленно ушел от формата болельщиков на трибунах, на которых делается ставка в Formula-E ради шикарной ТВ-картинки, и со спокойной душой отправляет участников в самые негостеприимные места планеты. Ведь новая серия – отличный шанс не только продолжить карьеру именитым гонщикам, но и проявить свои менеджерские способности.
Так, персональные команды выставят сразу три чемпиона «Формулы-1». Поклонники автоспорта смогут снова увидеть в деле Дженсона Баттона, который станет «играющим тренером» — будет управлять и болидом, и командой. Плюс продолжится внезапно прерванное противостояние последних чемпионов F-1 Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга, выступавших за Mercedes. Ведь немец — единственный, кто смог отобрать у Льюиса титул, — тут же покинул чемпионат.
«Это впечатляющий долгосрочный проект, цели которого совпадают с тем, на чем я сейчас сосредоточен, – прокомментировал планы своей команды X44 действующий чемпион мира Ф-1. – Мы постоянно работаем над поиском людей и стараемся создавать возможности, в особенности для меньшинств. В паддоке их представителей среди механиков и инженеров не так много. Кроме того, мы планируем сотрудничать с Королевской инженерной академией в Лондоне и хотим организовать стажировки для студентов. У нас есть гонщицы, и это замечательно. Я рад, что, надеюсь, могу внести положительный вклад».
Фото: Extreme E
Extreme E: гонки ради сохранения окружающей среды
Кроме того, мы вновь увидим дуэль Себастьяна Леба и Карлоса Сайнса, у которого также персональная команда. Она началась в 2002 году на чемпионате мира по ралли и продолжилась в 2016-м в «дакаре». Американцам наверняка будет любопытно наблюдать за ралли-рейдовым соперничеством коллективов Чипа Ганасси и династии Андретти, уже четверть века соревнующихся во множестве кольцевых серий США.
Но и без них замес получился бы не менее впечатляющим. Ибо что не пилот, то звезда: тут и ралли-кроссовые чемпионы Йохан Кристофферсон и Тимми Хансен, и звезда заокеанских гонок на пикапах Кайл Ледюк, и наиболее универсальные пилоты современности Маттиас Экстрем (2-кратный чемпион DTM и чемпион мира по ралли-кроссу) и наш старый знакомый Стефан Сарразен, одинаково уверенно чувствовавший себя и в F-1, и в WRC, и в Ле Мане, и в F-Е.
Фото: Extreme E
Extreme E: гонки ради сохранения окружающей среды
Женская составляющая
Но и это не все. Особую пикантность Extreme E придает разнополость гонщиков. То есть каждый экипаж будет состоять из пилота и пилотессы, попеременно меняющихся местами. Так что серия наверняка превратится в неофициальное женское первенство, за которое поспорят 3-кратная мотопобедительница Dakar Rally среди женщин Лайя Санс, чемпионка W Series Джейми Чедвик и еще семь амазонок, среди которых чемпионка DTC и VLN Клаудиа Хюртген, учившая автора этих строк ездить «ровно и прогрессивно, переключаясь на выдохе».
Электротехника
В отличие от пилотов, которые сплошь громкие имена и где «звезда со звездою говорит», техника идентична и различается лишь спонсорскими ливреями. Нет даже того небольшого плюрализма, который предоставляет участникам регламент «Формулы-Е». Сделано это намеренно – чтобы на старте сезона максимально уравнять шансы пилотов и команд. Команды по своему усмотрению могут стилизовать навесные панели под какие-либо серийные авто. Ведь уже сейчас серия привлекла в свои ряды Hummer и Hispano-Suiza (возрождающиеся премиум-марки), Cupra (спортивный суббренд концерна Seat) и ABT («придворное тюнинг-ателье» Audi).
Специально для Extreme E ателье Spark (поставщик болидов для Ф-Е) разработало и построило дюжину полноприводных внедорожников Odyssey 21 E-SUV. Фактически это багги из разряда тех, которые заполонили стартовую решетку Dakar Rally, только со сдвоенной электрической силовой установкой и, соответственно, полным приводом. 1650-килограммовый Odyssey, выдающий на пике 544 л. с. и 920 Нм, разгоняется до «сотни» за 4,5 секунды. 45-сантиметровый дорожный просвет, внедорожные покрышки Continental Cross Contact высотой в 94 см плюс колоссальные ходы подвески позволяют внедорожникам прыгать с 1,5-метровых трамплинов, взбираться на подъемы крутизной до 53 градусов и «не сбрасываться» даже при езде по каменным грейдерам.
Фото: Extreme E
Extreme E: гонки ради сохранения окружающей среды
Первый блин
«Экс-при Пустыни», прошедший в эти выходные в Саудовской Аравии, принес множество аварий уже в первые полчаса шейкдауна, предшествующего квалификационным заездам. Сразу трое пилотов перевернули свои багги, один из которых так и не удалось восстановить. Несмотря на колоссальный опыт участников свое слово сказала специфика управления «электричками» — линейный прирост тяги плюс сверхнизкий центр тяжести подрессоренных масс. И сразу четверо пилотов перевернули свои болиды. Свою роль сыграл и малознакомый регламент.
Экипаж Rosberg X Racing, показавший лучшее время в квалификации (сумма лучшего времени обоих пилотов), из-за превышения скорости в «месте пересменки» получил минуту штрафа и уступил поул-позицию не только своим принципиальным соперникам из команды Хэмилтона X44, но и дуэту из Adretti United. Зато в самой гонке немецкий экипаж снова был вне конкуренции, а Леб — единственный, кто более или менее мог держать темп лидера, — сошел из-за механических проблем.
Пелетон уехал, а проблемы оазиса Аль-Ула – усиливающаяся с каждым годом засуха и растущая пустыня – остались. Синьор Агиг подбирал локации так, чтобы каждый следующий из пяти этапов проходил не просто на другом материке, покрытии и климатической зоне, но и в месте экологической катастрофы. Но если мы говорим о них, значит, он уже достиг своей цели.
Фото: Extreme E
Extreme E: гонки ради сохранения окружающей среды
Фото: Extreme E
Extreme E: гонки ради сохранения окружающей среды