Стриминговые сервисы Netflix, You Tube,Apple TV хотят обязать регистрировать бизнес в нашей стране. Это означает, что зарубежным платформам, у которых есть платные украинские пользователи, придется платить налоги в Украине, а не там, где они зарегистрированы.
Соответствующую норму хотят добавить в законопроект «О медиа», заявил 13 ноября глава Комитета Верховной Рады по гуманитарной и информационной политике Александр Ткаченко.
«Речь идет о платформах общего доступа... Эти организации получают доходы на украинской территории, поэтому, собственно, и налоги они должны платить на украинской территории. В этом законе мы предлагаем поставить их в сферу регуляции», – уточнил Ткаченко.
Законопроект также предусматривает экономическое урегулирование работы СМИ, социальных сетей вроде Facebook и Instagram, а также провайдеров.
Рынок хочет справедливости
В некоторых стриминговых сервисов сейчас нет офисов в нашей стране, и они никак не регулируются украинским законодательством, однако это не мешает платформам зарабатывать на своих услугах. В частности, аудитория Netflix, который стал доступен на рынке в 2016 году, в 2019 году достигла 170 тыс. украинцев, свидетельствуют данные немецкого интернет-портала статистики Statista. Мировая аудитория Netflix составляет 158 млн человек.
Все подписчики, в том числе и украинские, платят этому потоковому сервису от 7,9 евро до 14,9 евро в месяц. То есть доходы сервиса на украинском рынке в 2019 году составят от 16,3 млн до 30,5 млн евро. По данным аналитической платформы Nakono, в 2017 году на 43 тыс. украинцах сервис заработал $2,2 млн.
Однако чтобы налоги от доходов стриминговых сервисов поступили в бюджет, нужно сначала убрать с рынка пиратские сайты, утверждает управляющий партнер инвесткомпании Standart NV Карен Чифталарян. Именно они сдерживают развитие отечественных видеосервисов и блокируют открытие офисов западных платформ: «Официальный контент не может развиваться, потому что легальные сервисы не способны конкурировать с пиратскими сайтами».
В одном из крупнейших в Восточной Европе видеосервисов Megogo, который имеет офис в Украине, считают, что в законопроекте стоит прописать введение налогов для всех сервисов без исключения, в том числе тех, которые сейчас нелегальные.
«Тот, кто не платит налоги, должен быть недоступным на территории Украины. Если же будет иначе и правила будут выборочные, то эта инициатива является популистской, и будет защищать интересы только избранного круга людей. Это точно ухудшит условия для легального бизнеса», – замечает директор по маркетингу и стратегии Megogo Иван Шестаков.
При этом он предполагает, что инициатива Ткаченко может обойти тысячи «серых» сервисов, и это отбросит легальных игроков на 3-4 года назад.
Сейчас в Украине доступны около 3 тысячи видеосервисов, и лишь несколько из них работают официально, свидетельствуют данные Megogo. Зарубежные платформы в доступе появились в 2016-м году, тогда услуги украинцам начали предоставлять Netflix, Prime Video корпорации Amazon. В этом году конкуренцию западным стриминговым сервисам составил You Tube, который запустил подписку Premium, и Apple TV. Контент последнего стал доступен с ноября.
По словам Чифталаряна, в последние годы рынок легальных сервисов в Украине растет на десятки процентов. Такую тенденцию заметили и в Megogo, там утверждают, что «сейчас рынок как раз в стадии роста за счет развития легальных сервисов и каждый год все больше медиа выходят из тени».
Мировая тенденция
Подобные налоги вводят и другие страны, говорит президент холдинга Internet Invest Group Александр Ольшанский.
«Это мировая тенденция, страны идут к тому, что налоги будут платить не в точке, где зарегистрирована компания, а там где компания получает прибыль», — объясняет он.
За внедрение налога на цифровые услуги для компании, включая видео, аудио-платформы, депутаты парламента приступили еще в 2018 году. Сначала в ЕС приняли закон, который обязал потоковые сервисы выпускать 30% своей продукции, сделанной в Европе, пишет The Guardian.
Подобную норму предлагают ввести и украинские законодатели. «Иначе эти провайдеры ограничатся в основном русским языком», – отмечает Ткаченко. В Megogo отсутствие украиноязычного контента у стриминговых сервисов объясняют недостаточным количеством и дороговизной.
Впоследствии Европарламент взялся и за введение до 2021 года цифрового налога для цифровых компаний. Под прицел попали не только стриминговые сервисы, но и компании, которые продают товары в онлайне.
Видеосервисы подобные инициативы не бойкотируют, а наоборот идут на компромисс со странами, которые вводят такие налоги. В частности, в октябре 2019-го генеральный директор Netflix Рид Гастингс заявлял о готовности открыть офис в Италии и платить налоги в этой стране, пишет Reuters. Итальянская аудитория пользователей значительно выше, чем в Украине – около 2 млн человек
Некоторые страны решили не ждать. Первой в мире налог в размере 3% от выручки на цифровые сервисы вроде Facebook или Amazon ввела Франция. Введение подобного налога рассматривают правительства Австрии, Италии, Великобритании, Польши.
Обогнать Францию решила Турция. Как пишет Bloomberg, эта страна сейчас пытается ввести налог для всех интернет-компаний, в том числе и тех, кто продает видеоконтент. Украина также хочет идти в ногу с Европой, но для введения подобных инициатив нужно вытолкнуть с рынка нелегальных игроков, заключают эксперты.