На христианский праздник Покрова Богородицы украинцы празднуют День защитников и защитниц Украины и День казачества, а также День создания УПА.
В чем проявляются общие черты украинского защитника в разные эпохи и как формируется новый национальный военный миф — рассказал народный депутат, историк, исследователь истории освободительного движения Владимир Вятрович.
Украинцы – народ-воин и военный миф об Украине
После войны украинцы, как многие говорят, пройдут этап героизации наших военных. Как формируется национальный военный миф?
Если говорить о мифе, речь идет не о выдумке или сказке, а о полулегендарном переосмыслении действительности, которое будет передано следующим поколениям украинцев. Что-то возможно упрощает представление, но вместе с тем фиксируется в общественном сознании.
Такой украинский военный миф формируется прямо сейчас – на наших глазах. Формируется под влиянием борьбы, в которую вовлечена Украина, а также благодаря успехам ВСУ в противостоянии с откровенно более сильным врагом.
Кстати, этот миф формируется не только для украинцев – хотя не зря во всех соцопросе именно армия является той силой, которой мы сегодня больше всего доверяем.
Миф об украинской армии утверждается и в мире. Он предстает на руинах другого мифа — о второй армии мира, которая терпит сокрушительные поражения от Украины.
Важно, что это очень созвучно с подзабытыми представлениями об украинцах из прошлого – а это народ-воин, способный в экстремальных условиях и воевать, и самореализоваться – вопреки всем обстоятельствам.
Вся история казачества – это история народа-воина, который способен мобилизоваться на борьбу, создать войско без государственной поддержки.
История начала XX века – это также элемент этого же мифа, когда творилось войско не просто без поддержки политики тогдашнего руководства государства, а иногда вопреки. Или история УПА — опять же армии без государства.
Все это — пазлы подзабытого исторического мифа о том, что украинцы были и являются этим воином. С началом вторжения России в Украину эти черты вновь проявились – и они стали ценны не только для украинцев, но и для мирового сообщества.
Как можно описать этот народ-воин?
В разное время этого воина называли по-разному, но прослеживаются общие черты. Он выступает в образе украинского защитника — это дерзкий воин, неожиданный для врага, готовый к каким-то необычным вещам, чрезвычайно отважный, не боящийся противостоять гораздо более сильному.
Вспомните, как мировое сообщество не ожидало от нас возможности сопротивляться россиянам после 24 февраля. А сейчас еще больше удивляются, что украинцы могут даже побеждать.
Мне кажется, что этот образ неожиданного дерзкого воина проступает сегодня в сборном образе украинского военного в ВСУ. Это такой козарлюга, который тихо делает свою работу и очень удивляет мир.
Сколько времени формируется такой миф – годы, десятилетия?
Трудно прогнозировать. Мы видим, как время трансформирует реальность ускоренными темпами. Время то замедляется, то ускоряется – не развивается линейно. Сейчас чувствуется, что мы живем в невероятно ускоренном времени. Появляются какие-то символы, герои в считанные дни. В любом случае, государство должно создать какие-то инструменты для того, чтобы фиксировать память о том, что сейчас происходит.
Ибо события, которые мы переживаем, будут иметь отдельное место в нашей истории. Это уникальная ситуация, когда мобилизуются все силы народа. Когда мы объединились в идеи защиты своего государства.
Это то, на чем будет строиться единство украинцев на многие столетия вперед. Поэтому роль военного мифа здесь тоже важна.
«Советский» период в Украине никогда не должен повториться
Удастся ли новому украинскому мифу разрушить чужой для нас миф — советскую ветеранщину. Какой вред несет этот миф и что за ним стоит?
За военной ветеранщиной, доставшейся нам в наследство от Советского союза, на самом деле стоит месседж о желании содержать «единый советский народ». Их пропаганда довольно умело проработала мифы Второй мировой войны, трансформировала его в миф о «великой отечественной» и «великой победе». Им удалось этим подкармливать все прежнее пространство СССР в течение десятилетий.
Конечно, «единая советская нация» базировалась на русской культурной основе, где центральным героическим мифом была «великая отечественная». По этой концепции, украинцы, белорусы и другие народы должны постепенно исчезнуть.
Хуже всего, что даже после смерти СССР этот миф еще активно использовали, в частности для мобилизации пророссийских сил на территории всего бывшего союза, в первую очередь в Украине. Он начал разрушаться только с началом новой войны между Россией и Украиной в 2014-м, когда украинцы были насильно вовлечены в настоящую войну. Тогда начала открываться историческая правда о Второй мировой.
Кроме того, украинцы, погруженные в современную войну, начали понимать, сколько лжи рассказывали о предыдущей. С другой стороны, начала открываться история о героизме украинцев в прошлом.
Теперь это необратимый процесс. И я настроен оптимистично: героизм украинцев в борьбе за свободу уничтожит остатки советского мифа.
Что после войны делать со старыми военными идолами – памятниками, портретами на стенах. Что-то оставить или отправить в отдельный музей?
Отдельные достопримечательности «советской» эпохи должны храниться где-то в музеях, заповедниках. В качестве примера того, как «советская» пропаганда использовала в том числе и произведения искусства для усиления своих ссылок.
У нас много таких примеров в Восточной Европе, где созданы специальные музеи с примерами коммунистической пропаганды.
Такой музей мог бы появиться где-то в Киеве или другом городе Украины как напоминание о «советском» периоде, который никогда не должен повториться.
Мы хорошо знаем паттерны этого русского пропагандистского мифа – «деды воевали», «можем повторить». Как проявляется украинский миф?
Эта система символов еще не формируется. Вряд ли это будет нечто единственное, навязанное пропагандой, как в Советском союзе. Мы не авторитарное, а демократическое государство. У нас даже во время войны бьет ключом креатив.
К примеру, песня «Ой у лузі червона калина» была перепета и стала отличным символом нашей борьбы. Очень ценно, что она соединила много освободительных поколений: эта песня, имеющая корни XVII века, стала популярной в начале XX века, во время первой мировой. Дальше ее дописывали и последующие поколения.
Это прекрасный пример того, как разные поколения украинцев объединились вокруг одного произведения, оно даже звучит по-разному в разные эпохи, но побуждает к тому же – к борьбе за независимость.
Для меня важно, что выстрелила именно песня, а не какое-то графическое изображение. Песня для украинцев есть способ рефлексирования. То, что радует, что болит, резонирует – появляется в песнях. Сейчас мы видим десятки новых песен на тему войны. Это тоже было уже в истории: были песни времен УПА и сечевых стрельцов, казачьи песни.
Это нас, между прочим, сильно отличает от россиян. Я не знаю никаких героических песен в русском фольклоре. Даже о Большой отечественной, хотя ее так раздули из-за пропаганды. Это свидетельствует о том, что у нас эта война в народе резонирует, а у русских нет.
Роль учителя истории в этой войне огромна
Какова роль государства в процессе поддержания процесса героизации, создания этого мифа?
Во-первых, должны быть популярные современные методы продвижения украинских героев, должна быть поддержка государства и созданы институциональные инструменты для этого. Важной задачей является чествование погибших героев. Здесь уже сделаны определенные шаги. Верховная Рада приняла закон о национальном военном кладбище.
Это будет Арлингтон (крупное военное кладбище в США, на территории которого похоронены участники войн, президенты, председатели Верховного суда и астронавты — ред. ), который появится под Киевом. Кабмин уже разрабатывает документы о его разработке.
Очевидно, что нужно говорить о современном памятнике. Надеюсь, дойдет дело до создания национального пантеона, где будут похоронены и перезахоронены видные деятели украинского прошлого.
Очень важно, что государство переосмыслило события 2014 года и пошло на смену самому образу армии. Речь идет о новой форме, вкраплении исторических традиций – как мазепинка, которая имеет связь с предыдущими поколениями.
Изменились и названия воинских частей – их посвящают героям, сражавшимся в предыдущие века за независимость страны. Появляются новые награды, в частности, «За заслуги», которая, по сути, повторяет награду УПА. Такие целенаправленные мостики между поколениями борцов абсолютно правильными шагами.
Не менее важно, чтобы происходила фиксация того, что происходит. В частности, героических поступков – с последующим их пересказом через литературу и кино. Учитывая современную эпоху, чрезвычайно важно, чтобы появилось патриотическое кино, которое бы рассказывало о моментах, которые мы переживаем все вместе сейчас. Есть множество сюжетов, которые этого заслуживают. Здесь очень нужна государственная поддержка.
Как важно, что в наш исторический контекст, в том числе в учебники, вернулись фигуры, которые «забанила» советская пропаганда – Мазепа, Бандера и другие.
В украинских учебниках уже давно, со времен Независимости есть Мазепа, уже сейчас есть и Бандера, есть все украинское освободительное движение – борьба украинцев за независимость. Украинцы одними из первых на постсоветском пространстве создали целый комплект украинских учебников с 5 по 11 класс, которые создали представление молодого поколения украинцев об истории их государства.
Благодаря этому нам удалось сформировать новое поколение украинцев. Те, кто воспитывался в учебниках уже независимой Украины, начиная с 1991 года – сейчас держат оружие в руках, защищая независимость. И роль учителя истории в победе над Россией будет огромна.
Вообще война изменила отношение к героям УПА. В этом году опрос показал, что 81% считают их участниками борьбы за независимость. Современная война позволила многим примерить на себя кожу повстанца, бандеровца, почувствовать себя в его коже. Происходит колоссальное переосмысление того, почему появилась УПА и почему она заслуживает героизации в нашей истории.
Вы считаете, на восточных территориях не будет сопротивления такой активной украинизации?
На востоке, которое больше всего страдает от этой войны, будет все так же, как и по всей Украине. Наши опасения, что после освобождения этих территорий нам придется идти на компромиссы и частично отказываться от национальной идентичности, потому что где-то там кто-нибудь не поймет – не оправданы.
Посмотрите, как люди на освобожденных территориях, например, на Харьковщине, ждут украинской армии. Пережив русскую оккупацию, они готовы отказаться от всего русского. Они понимают, насколько это смертоносно для всех.
Убежден, что позиции украинского языка будут укрепляться на всей территории Украины. И никакие опасения, что мы не сможем вернуть эти территории, потому что люди будут против, безосновательны.
Россия настолько дискредитировала все, что было основой «русского мира» – мифы о своей мощи, о Великой отечественной, самой русской культуре и языке – что люди массово сами отказываются от всего того, что их когда-то объединяло с РФ.
«Нынешнюю войну мы должны называть именно Войной за Независимость»
Во время массированного ракетного обстрела 10 октября две ракеты попали у памятников Шевченко и Грушевского. Это было специально — бить по нашим ключевым историческим фигурам?
Я не знаю, были ли цель ракетных российских ударов по украинским городам памятники. В любом случае мы являемся свидетелями того, что действительно целью россии в этой войне является уничтожение украинского культурного наследия.
Мы видели, как уничтожаются украинские книги, как разворовываются музеи. Это, кстати, еще один элемент, подтверждающий тезис, что война, которую Россия ведет против Украины, является геноцидом. Потому что уничтожение культуры – один из элементов геноцида. И именно так мы должны трактовать и для себя и объяснять ее для мира.
О Покрове – она уже полностью стала Днем защитника и защитницы. Она останется такой и после войны, появятся ли другие даты в украинском календаре?
День защитников и защитниц Украины стал государственным праздником в 2014 году. Не случайно это произошло с началом русско-украинской войны – как раз эта война стала началом возрождения украинских военных традиций. На самом деле эта дата вполне подходит для такого праздника, потому что у нее очень давние связи, еще со времен Киевской Руси.
Праздник Покрова — один из величайших христианских праздников. Это и праздник украинского казачества, праздник создания Украинской повстанческой армии. Поэтому 14 октября дата единения разных поколений украинцев, которые становились на защиту родной земли.
Убежден, что дата навсегда останется в государственном календаре украинцев. И я очень рад, что лично был причастен к тому, чтобы этот праздник стал государственным.
Как, по-вашему, будут называть нынешнюю войну через 20 лет?
Сегодняшняя война – это, по сути, продолжение нашей длительной войны за независимость, которая началась еще в 1917 году, когда после провозглашения Украинской Народной Республики началось противостояние с большевистской россией. Война после этого приобретала разные формы. И в сущности, сегодня мы ее продолжаем. И я убежден, что нынешнюю мы должны называть именно Войной за Независимость.