Выход из карантина: о чем нужно позаботиться работодателям

Валерия Савчук
Адвокат, советник АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Многие пишут о том, что COVID-19 надолго изменил нашу повседневную жизнь. Это касается и организации работы. Даже после завершения жесткой фазы карантина и перехода к поэтапному ослаблению работодатели и сотрудники все еще будут вынуждены работать в условиях существенных ограничений. Какие вопросы возникнут «на выходе» из карантина?


Первый вопрос, который возникает после выхода из карантина, – это переход работников от дистанционной формы работы к работе в офисе.

Как мы помним, вскоре после начала карантина законодатель предоставил работодателям возможность устанавливать условие о дистанционной работе в одностороннем порядке – приказом, без заключения соответствующего письменного договора.

Telegram Logo

В то же время не была предусмотрена возможность в одностороннем порядке отменять режим дистанционной работы.

Такая недальновидность законодателя может привести к тому, что к отмене режима дистанционной работы могут применяться общие требования, касающиеся изменений существенных условий труда и предусматривающие необходимость уведомления работников о таких изменениях за 2 месяца.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Учитывая распространенную практику, когда суды не принимают электронные средства коммуникации в качестве надлежащего средства уведомления работников, это может вызвать немалое количество споров.

Еще одно опасение работодателей связано с тем, что отдельные работники выразят нежелание работать в офисе в связи с повышением риска инфицирования.

Такие опасения нельзя назвать необоснованными, ведь работник имеет право отказаться от порученной работы, если посчитает, что это будет угрожать его жизни и здоровью.

К счастью, пока, согласно данным Единого государственного реестра судебных решений, мы не наблюдаем подобных споров. Однако перспектива их появления выглядит весьма интересной.

Теперь поговорим о том, с какими ограничениями столкнутся работодатели, когда работники наконец вернутся после дистанционной работы в офис.

Ответ на этот вопрос стоит искать в распоряжениях руководителя работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и в протоколах заседаний постоянной комиссии по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям.

Это региональные акты, а поэтому их требования могут отличаться в каждом конкретном регионе. Для написания этой статьи были рассмотрены соответствующие акты по городу Киеву.

Требования к организации рабочих мест на первом этапе ослабления карантина изложены в распоряжении руководителя работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в редакции от 12 мая 2020 года № 41. Среди требований, которые возлагают на работодателей, стоит обратить внимание на следующие:

  • организация доставки сотрудников с/на работу на время ограничения движения общественного транспорта. Помним, что маршруты движения транспорта, который перевозит работников, должны быть согласованы с Нацполицией;
  • проведение среди сотрудников разъяснительной работы по профилактике инфицирования;
  • недопущение к работе тех сотрудников, которые нуждаются в самоизоляции. Помним, что к таким работникам отнесены и достигшие 60-летнего возраста;
  • допуск только работников в средствах индивидуальной защиты (маски, респираторы, одноразовые перчатки);
  • проведение ежедневной термометрии работников до начала и после окончания работы с внесением показателей в листы термометрии. Работников, температура тела которых превышает 37,2°С или которые имеют признаки респираторного заболевания, не допускают к работе и направляют в медицинское учреждение;
  • ограничение массовых мероприятий в закрытых помещениях;
  • соблюдение дистанции между работниками и посетителями не менее 1,5 метра или установка защитных экранов;
  • обеспечение медпунктов (в случае их наличия) термометрами, бактерицидными излучателями, дезинфицирующими и антисептическими средствами, средствами личной гигиены и индивидуальной защиты;
  • проведение влажных уборок с использованием антисептических средств каждые 3 часа, проведение дезинфекции контактных поверхностей каждые 2 часа.

Устанавливаются и дополнительные правила пользования средствами индивидуальной защиты. В частности, работодатели обязаны информировать работников, как правильно надевать, использовать, снимать и утилизировать такие средства, а также контролировать выполнение работниками этих требований.

Работодатель также должен обеспечивать работников масками и одноразовыми перчатками (из расчета 1 маска/перчатки на 3 часа работы).

После использования такие средства индивидуальной защиты и одноразовые бумажные салфетки должны быть выброшены в специальную урну и утилизированы. У работодателя должен быть запас средств индивидуальной защиты из расчета на всех сотрудников на следующие 5 рабочих дней.

Отдельные требования установлены и к проведению приема посетителей. Например, из помещений для ожидания и приема посетителей должны быть удалены все рекламные брошюры, журналы и другая полиграфическая продукция.

Безусловно, у всех посетителей должен быть доступ к антисептикам. Еще одно требование – обязательный температурный скрининг посетителей.

Для ряда компаний установлены и специфические требования. Так, для ресторанов допускается установка меню исключительно для бесконтактного ознакомления посетителей. А стоматологические клиники не позднее чем за один день до приема должны провести специальный телефонный опрос пациента (согласно установленной форме).

Конечно, с каждым новым этапом ослабления карантина эти требования будут постепенно смягчаться. А пока давайте беречь себя и здоровье работников.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости