1 сентября в ВРУ был зарегистрирован документ, которым предлагается внести изменения в УК и закон «О телекоммуникациях».
Ключевая инициатива, предусмотрена законопроектом №4004 — использование электронных доказательств и обязательство провайдеров раскрывать данные о деятельности пользователя в Интернете. Что это — качественная борьба с киберпреступностью или откровенное нарушение прав человека?
Во-первых. Законопроект №4004 не изменяет оснований для прослушивания граждан. Прослушивание относится к негласным следственным действиям, которые назначаются в случае, если иным образом невозможно получить информацию для расследования преступления.
Основания и порядок их проведения определены Уголовным процессуальным кодексом, и в этой части законопроект изменений в кодекс не вносит.
Во-вторых. В то же время законопроект вводит обязанность следователя безотлагательно, но не позднее 24 часов, возбудить уголовное дело (внести сведения в Единый государственный реестр досудебных расследований) в случае, если он обнаружил признаки преступления в результате проведения негласных следственных (розыскных) действий.
Эту норму не следует воспринимать, как нечто кардинально новое, потому что по закону и сейчас следователь обязан безотлагательно внести в ЕРДР сведения о преступлении, и не только на основании сообщения от других лиц, но и в том случае, если он самостоятельно выявил следующие обстоятельства из любого источника.
В-третьих. В вопросах доступа к телефонам и компьютерам украинцев законопроект, на мой взгляд, не содержит принципиально новых положений, но расширяет возможности для сбора доказательств.
Электронные доказательства и теперь могут использоваться в криминальных процессах, но их процессуальный статус урегулирован несовершенно, такое регулирование лишает стороны уголовного производства возможности сбора доказательств.
Авторы законопроекта предлагают выделить их в отдельный вид доказательств и подробнее регламентировать процесс их получения и использования.
О (не) содействии в борьбе с киберпреступностью
Предложенные изменения действительно в определенной степени могут поспособствовать борьбе с киберпреступностью.
В то же время документ остается достаточно «сырым» и, по моему мнению, требует доработки в части регламентации изъятия и хранения отдельных видов электронных доказательств, имеющих свою специфику.
Не следует создавать поле для потенциальных злоупотреблений, поэтому нужно устранить все противоречия и пробелы предложенных норм.
Имеющиеся положения кодекса о порядке временного изъятия электронных информационных систем или их частей, мобильных терминалов систем связи не изменились. Такие объекты, как и раньше, могут изыматься в случае, если они прямо указаны в постановлении суда.
Изъятие их осуществляется для экспертного исследования, или в случае, если они получены в результате совершения преступления или являются средством или орудием его совершения.
Также такие доказательства могут изыматься, если доступ к ним ограничивается лицом или требует преодоления системы логической защиты (т.е. для ознакомления с их содержанием нужен пароль).
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора