В последнее время законодатель постоянно обращается к IT-сообществу с нормативными предложениями. Помнится, как в конце прошлого года велись дискуссии вокруг 5-й группы единого налога.
Затем появился законопроект против безосновательного изъятия компьютерной техники на стадии досудебного расследования. Однако в целом позитивные инициативы так и не были реализованы.
Похоже, даже в кризисные времена народные избранники держат IT-сектор в фокусе и не оставляют попыток сгенерировать изменения в этой технологической области.
Сейчас в комитетах Верховной Рады находится законопроект №3933, который, по мнению депутатов, направлен на достижение Украиной европейского и мирового лидерства в индустрии информационных технологий.
Попробуем разобраться, что скрыто за этой громкой презентацией.
Документ предлагает временное (до 31.12.2030) введение специального режима налогообложения для юридических лиц и ФОП со статусом субъекта индустрии информационных технологий.
Такой статус можно получить только в случае соответствия соискателя определенным критериям, а именно:
- у субъекта отсутствует налоговый долг;
- относительно субъекта нет постановлений суда о признании должника банкротом в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»;
- субъект осуществляет деятельность в области информационных технологий и компьютерных систем (доступны только 6 КВЭД);
- доходы от осуществления такой деятельности равны или превышают 90% всех доходов субъекта;
- расходы на оплату труда в себестоимости реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг равны или превышают 50%.
Соответствие приведенным критериям должно присутствовать в течение четырех предыдущих кварталов.
Законопроект предусматривает, что для получения желаемого статуса предприниматель подает в налоговую финансовую отчетность и копии первичных документов.
На практике этими льготами смогут воспользоваться только крупные IT-компании.
Контролеры смогут запрашивать дополнительную информацию, а также провести документальную внеплановую невыездную проверку для установления достоверности представленных заявителем документов.
Такая жесткая процедура отбора предусмотрена, вероятнее всего, с целью предотвращения злоупотреблений особенностями налогообложения субъектов индустрии информационных технологий.
Так какие же бонусы дает этот статус и можно ли прогнозировать очереди из IT-компаний на его получение?
Предполагается, что к доходам субъекта индустрии будет применяться ставка налога в размере 9% (вместо общей ставки налога на прибыль 18%).
Что касается наемных работников, то из заработной платы предлагается удерживать 5% налога на доходы физических лиц (сейчас НДФЛ 18%), также по аналогичной ставке в размере 5% (вместо существующих 22% ЕСВ) будет осуществляться и начисление единого социального взноса.
Дополнительно вводится освобождение от уплаты военного сбора. Если относительно пониженной ставки налога на прибыль дополнительных вопросов не возникает, то остальные две льготы касаются только ситуаций, в которых размер заработных плат в компании находится на достаточно высоком уровне.
Согласно замыслу создателей законопроекта, условием применения сниженных ставок в размере 5% является уплата ЕСВ и НДФЛ, объемы которых не могут быть меньшими, чем стандартные ставки из пятикратного размера минимальной заработной платы.
То есть, учитывая, что МЗП в 2020 году составляет 4723 грн, расчет минимальной ставки налогов и сборов такой:
- НДФЛ — 4 723 грн x 5 x 18% = 4 250,7 грн
- ЕСВ – 4 723 грн x 5 x 22% = 5 195,3 грн
Скажем, в некой IT-компании зарплата разработчика по трудовому контракту составляет 70 тыс. грн. Тогда получим такой расчет:

Бесспорно, на практике этими льготами смогут воспользоваться только крупные IT-компании, которые работают с разработчиками на условиях трудовых контрактов и которые будут демонстрировать значительные операционные расходы.
Если вспомнить, что в отрасли IT модель деятельности по трудовым контрактам конкурирует с системой, когда исполнитель работ регистрируется в качестве ФОП – плательщика единого налога (максимально платит 5% дохода и 22% минимальной заработной платы), то шансы на успех предложенной системы выглядят сомнительными.
Другим фактором, который играет не на пользу предложенной модели, является возможность привлечения субъекта хозяйствования к ответственности в виде штрафа в размере 200% суммы начисленного налогового обязательства за нарушение правил пребывания на соответствующей системе налогообложения.
Итак, законопроект не предусматривает изменений в существующие системы налогообложения (единый налог продолжает функционировать в первоначальном состоянии).
В случае его принятия вопрос, переходить ли на новую модель налогообложения, будет решать владелец после детального расчета внутренних бизнес-процессов.
Инициаторы законопроекта должны осознавать, что у подобных налоговых предложений без широкого экспертного обсуждения совместно с представителями IT-сектора нет перспектив быть принятыми профессиональным сообществом.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора