Недавно ряд нефтеперерабатывающих компаний подал жалобу в Министерство экономики об инициации антисубсидиционного расследования в отношении импорта дизельного топлива и сжиженного газа из РФ.
Хотелось бы заметить, что данный тип расследования является крайне редким и сложным. И данная попытка нефтегазовой, точнее, нефтеперерабатывающей отрасли закрыть украинский рынок для импорта, прежде всего из РФ, является достаточно сложной задачей. Почему?
Потому что антисубсидиционное расследование считается одним из самых сложных из трех видов похожих расследований — антидемпинговых или защитных. Для примера: в 2018 году из 216 инициированных расследований только 9 были антисубсидиционными; в 2017 году из 259 инициированных торговых расследований антисубсидиционными были только 6.
Антисубсидиционные расследования являются специфическими и в общем объеме торговых расследований занимают меньше 10%. О том, сколько из них заканчивается успехом, а именно введением пошлин и доказательством того, что субсидия была целевая и нелегитимная, статистика умалчивает. Но можно предположить, что этот процент тоже колеблется на достаточно низком уровне.
- Читайте также: Пошлины на нефтепродукты: давайте без эмоций
Учитывая данную международную статистику, предоставленную секретариатом ВТО, можно сказать, что даже статистически, не имея доступа к полной версии заявления нефтегазовых компаний, шансов на успех довольно мало.
Вспомним также о том, что нефтеперерабатывающая отрасль уже несколько раз пробовала добиться введения мер то ли в предыдущем расследовании против импорта из всех источников, в том числе из Беларуси, то ли путем принятия разных постановлений РНБО о закрытии данного рынка.
Складывается впечатление, что индустрия просто не выдерживает надлежащей конкуренции.
- Читайте также: Интервью за минуту: Андрей Герус об энергорынке, тарифах, отношениях с Ляшко и о бизнесе Ахметова
Что же такое антисубсидиционные меры и когда они вводятся? Фактически считается, что в случае, если страна-экспортер предоставляет своим компаниям определенные целевые и нелегитимные субсидии, то данные компании-экспортеры имеют преимущество при экспорте, а национальные товаропроизводители имеют адекватные возможности конкурировать с ними в честной торговле.
Ключевыми словами в данном контексте являются именно «целевые субсидии» и «нелегитимные». Для определений, что такое специфическая, или целевая субсидия, а также, что такое нелегитимная субсидия, существуют достаточно сложные и трудоемкие дефиниции и международная практика.
Это и будет самым большим камнем преткновения в расследовании. Мало того, получение выгоды от таких нелегитимных субсидий, доказательство их получения, анализ всей необходимой нормативной базы и регуляторных требований к таким субсидиям, привязка их к экспорту является очень сложным процессом.
Отметим: закон указывает, что сам факт предоставления субсидий предприятиям, которые экспортируют товар, не является причиной для признания такой экспортной субсидии нелегитимной.
Следующими элементами подобного расследования является наличие ущерба либо угрозы причинения ущерба национальному производителю, наличие причин следственной связи между таким ущербом либо угрозой причинения ущерба и нелегитимной субсидией, а также национальный интерес.
Вспомним, что Министерство экономики, как правило, всегда находит ущерб национальному производителю, несмотря на то, что очень часто пропускает ключевые элементы анализа существования данного ущерба.
При анализе ущерба необходимо учитывать очень многие характеристики предприятия: повышение либо понижение производительности, наем сотрудников, существование кредитных нагрузок, изменение конъюнктуры рынка и т.д.
Как правило, министерство любит занимать такую позицию: если даже четкого ущерба нет, то угроза ущерба есть, что является достаточно субъективным. Угроза, в принципе, может существовать везде, особенно если страной-экспортером является РФ.
Национальный интерес также не всегда учитывается министерством при проведении подобных расследований, но в данном случае это может быть ключевым моментом.
Напомним: для обычных потребителей субсидия страны-экспортера является де-факто подарком, и мы можем быть благодарны этой стране за то, что она тратит свои бюджетные деньги на производителя товара, который мы покупаем, и он становится для нас дешевле.
Данная картинка может действительно не нравиться производителям похожего товара, особенно если у них устаревшее оборудование и они не вкладывали в его модернизацию, чтобы выдерживать конкуренцию. Однако национальный интерес является тем элементом в торговых расследованиях, который должен взвесить все элементы введения торговых пошлин и противопоставить интересы потребителей интересам производителей.
Другие импортеры — национальные — могут пострадать от повышения цен. Первыми свою позицию озвучили металлурги, которые категорически против введения данных пошлин. Все эти интересы должны учитываться при проведении расследований.
Хочется также обратить внимание на то, что группа заявителей выглядит достаточно странно, поскольку «Укртатнафта» и «Укрнафта» действительно являются нефтяными компаниями, а «Укргаздобыча» занимается больше добычей. Соответственно Министерству экономики, наверное, придется обратить внимание на понятие «национальный производитель», на то, что именно производят все три эти компании, какую позицию на рынке они занимают, не приведет ли введение пошлин к монополизации рынка и т.д.
- Читайте также: Крупнейший трубопроводный импортер российского дизтоплива остановит поставки в Украину
Соответственно мы ожидаем, что в ближайшее время между двумя комиссиями Министерство экономики приступит к рассмотрению вопроса об открытии либо не открытии данного расследования. Если расследование будет открыто, то все заинтересованные стороны смогут принять в нем участие и доносить свои позиции. Самым сложным будет сбор и доказательство информации о нелегитимной субсидии.
Напомним: некоторые субсидии на развитие или на исследования являются абсолютно законными. А некоторые, которые отвечают критериям, могут считаться незаконными. Иногда в процессах торговых расследований проводятся верификационные визиты с целью установления определенных фактов.
Интересно, захочет ли Минэкономики осуществить такой визит на предприятия РФ с целью всестороннего, объективного изучения информации или станет использовать только информацию заявителя, что будет достаточно необъективным.
Проведет ли Министерство экономики объективный анализ ущерба национальной промышленности, а также обратит ли внимание на причинно-следственную связь и национальный интерес, которые явно будут затронуты в данной ситуации, мы увидим в том случае, если расследование будет открыто.
В любом случае абсолютно всем заинтересованным сторонам — потребителям, металлургам, трейдерам — необходимо проявить настойчивость в проведении данного расследования и представить свою позицию, поскольку повышение цен на топливо заденет интересы каждого из нас.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора