Аргентина, Бразилия и Мексика, обладая значительными запасами нефти и газа, поставили себе стратегическую задачу – увеличить добычу углеводородов, чтобы отказаться от импорта и стать экспортерами на внешние рынки. Это должно привести к положительному торговому сальдо, пополнение бюджета, а также создание новых рабочих мест в национальной экономике.
Преимущественно государственные корпорации – бразильская Petrobras, аргентинская YPF и мексиканская PEMEX, – которые добывают более 90% углеводородов в своих странах, в XXI веке оказались совершенно не готовыми к вызовам современности и не способными осваивать передовые технологии. Их действующие месторождения, которые они годами разрабатывали, стали естественно истощенными, что повлекло за собой затяжное сокращение производства. Вместе с резким падением цен на нефтепродукты в 2014 году это привело к уменьшению поступлений в бюджеты, повысив и без того высокую социальную напряженность в этих странах.
Совокупность внешних и внутренних факторов заставила правительства латиноамериканских стран решительно действовать. Максимально либерализовав законодательство в нефтегазовой сфере и существенно улучшив бизнес-климат в отрасли, они начали привлекать иностранные инвестиции и современные практики в разработку новых сложных залежей, которые сосредоточены на глубоком и надглибому шельфе или в нетрадиционных песчаниках. К слову, в Мексике для проведения этих реформ даже пришлось внести изменения в Конституцию.
Изменения не заставили себя ждать. В период с 2016 по 2019 годы, благодаря новой фискальной политике, максимальной открытости для инвесторов, понятной договорной базе и легкому административному регулированию в латиноамериканские страны пришли именитые международные компании. Новые участки для разработки они получили благодаря проведению открытых международных нефтегазовых аукционов, конкурсов и начатому сотрудничеству с национальными корпорациями. При чем механизмами государственно-частного партнерства стали: предоставление лицензий на разработку, соглашения о разделе продукции или прибыли так и универсальные соглашения. Разнообразие механизмов сотрудничества при условии прозрачного проведения раундов способствовала привлечению большого количества новых инвесторов, а оценка предложений участника лишь за несколькими простыми и понятными критериями сделала такие раунды справедливыми.
Стоит отметить, что решительность власти и политическая воля стали залогом прогресса в этих странах, хотя их вряд ли можно отнести в перечень образцовых и благоприятных для бизнеса государств через перманентную финансовую нестабильность, коррупцию в высших звеньях власти, бытовую преступность и национализации частного имущества.
Аргентина и Бразилия печально известны своими громкими коррупционными скандалами с участием руководства государства, их предыдущие руководители находятся под следствием или же осуждены. В частности, бразильский Petrobras был обвинен в финансировании провластных политических партий на несколько млрд долларов США. Мировой «чемпион» по дефолтам Аргентина не так давно провела экспроприацию активов энергокомпании YPF и была обязана через суд выплатить компенсацию частным инвесторам в размере 5 млрд долларов США. Мексика и Бразилия лидируют в мире по смертности от огнестрельного оружия. Так, в Бразилии ежегодно убивают более 43 тыс. людей, а количество жертв в Мексике, где продолжается война между наркокартелями, уже давно превысила 100 тысяч.
Несмотря на все сложности в этих латиноамериканских странах, их успешный опыт в развитии собственной добычи нефти и газа наглядно показывает, что позитивные изменения возможны, если твердо поставить перед собой цель. И наша страна с ее мощным ресурсным потенциалом имеет все шансы привлечь международный капитал и опыт прогрессивных государств, что позволит нам достичь энергетической независимости. Главное, не останавливаться на достигнутом и делать правильные выводы.
Итак, в Украине первоочередными для имплементации есть три важные задачи, на которые уже давно ожидает нефтегазодобывающая отрасль:
- Завершение модернизации отраслевого законодательства согласно лучших международных практик, что предполагает внесение изменений в законы для повышения мобильности индустрии и обновления правительственных подзаконных актов для дерегуляции рабочих процессов и пересмотра устаревших технических нормативов, которые сдерживают трансфер современных технологий (в частности, разработку нетрадиционных залежей).
- Обеспечение системного проведения международных нефтегазовых аукционов и конкурсов по заключению СРП на прозрачной и конкурентной основе с соответствующим промоушеном этих мероприятий на высшем уровне, обеспечением легкого доступа претендентов к геологической информации, а также ликвидация всех вне аукционных путей получения спецразрешений на новые участки.
- Проведение реформы Госгеослужбы с целью усиления ее компетенции как публичной, независимой и профессиональной учреждения — сервисного агентства-регулятора и обеспечение ее соответствующими полномочиями и финансовыми ресурсами.