Коронакризис коснулся всех сфер недвижимости. Так, учитывая отложенный спрос, офисный и торговый секторы несколько восстановились с ослаблением карантина. Пока наименьшее влияние претерпела складская недвижимость, противоположная ситуация с гостиничной.
Учитывая статистику заболеваемости COVID-19, в настоящее время наблюдается все больше дискуссий относительно 2-й волны. Какие основные ожидания в сегментах коммерческой недвижимости можно выделить в посткарантинный период?
Складская недвижимость. Сектор складской недвижимости характеризуется длительным процессом возврата вложенных средств, поэтому не так популярен среди инвесторов. Часто объекты строят в соответствии с требованиями заказчика, чтобы в дальнейшем непосредственно он использовал объект в своей бизнес-деятельности.
В последние годы сегмент отмечался активным спросом, особенно на помещения в пределах или вблизи столицы. Так, показатель вакантности в объектах, которые максимально соответствуют требованиям времени (площади класса «А» и «В»), был на низком уровне. В целом эта тенденция наблюдалась в крупных городах страны.
Вследствие карантина и самоизоляции спрос на услуги доставки вырос. Поэтому в новых качественных объектах, в частности в пределах столицы, заполняемость остается на высоком уровне.
Сегодня можно ожидать конкуренцию за новые складские помещения в пределах крупных городов и соответственно рост арендных ставок.
Офисы. В начале года показатели сегмента оставались на уровне предыдущего — дефицит качественных объектов способствовал девелопменту новых проектов.
Начиная с марта, бизнес договаривался с владельцами офисных метров о дисконте на период карантина. Компании-арендаторы сокращали и/или переводили штат на удаленную работу, часто выезжали, выбирая помещения меньшей площади и по более низкой цене.
Это привело к повышению вакантности в ряде офисных центров. В сравнении с аналогичным периодом 2019-го спрос снизился.
Однако рынок довольно быстро приспособился к современным реалиям. Сегодня новые условия договоров, нестандартные решения, касающиеся трансформации рабочих мест, а также гибкие пространства стали главными трендами в офисной недвижимости.
Гостиничная недвижимость — сегмент наиболее восприимчивый к экономическим изменениям. Полное замораживание туристической сферы и международных перелетов привели к быстрому снижению уровня заполняемости объектов.
Еще до пандемии обсуждались идеи сочетания форматов гостиничной недвижимости, в частности с офисной. Сегодня для того, чтобы номера не простаивали, владельцы открыты для активного внедрения различных способов капитализации, например долгосрочной аренды номеров.
Поскольку пандемия достаточно серьезно повлияла на гостиничную недвижимость, ее восстановление будет более длительным во времени как в Украине, так и в мире.
Торговая недвижимость. Один из секторов недвижимости, который считается инвестиционно выгодным, — это торговая. В прошедшие годы в Киеве он характеризовался активным девелопментом проектов, а также, как и в вышеупомянутых сегментах, повышенным спросом на качественные площади.
Функционирование ТРЦ в период карантина вполсилы и снижение доходов украинцев привело к уменьшению оборотов и оптимизации площадей арендаторами. Как и в офисном секторе, арендаторы искали компромиссов с владельцами помещений.
После карантина покупатели с каждой неделей возвращались в торговые комплексы. Так, по итогам первого полугодия 2020 года, по данным компании NAI, посещаемость ТРЦ была в диапазоне 85 — 95%.
Однако неопределенность ситуации побудила к повторной оценке всех рисков реализации проектов. Вряд ли в 2020-м объем торговых площадей, введенных в эксплуатацию в Киеве, будет больше, чем в предыдущие годы.
Сегодняшняя турбулентность продемонстрировала преимущество девелопмента многофункциональных форматов (гостинично-торговых, торгово-офисных центров, офисно-жилых объектов и т.д.) и в очередной раз подняла вопрос об экологичности строительства, что помогает оптимизировать расходы на обслуживание объектов.
Отложенный спрос способствовал притоку покупателей в торговые комплексы, а необходимость эффективной командной работы и коммуникации — в офисы.
Конечно, сегменты трансформировались согласно условиям новой реальности: безопасные условия для деятельности, гибкие офисные решения, рост доли е-commerce и др.
Если карантинные ограничения, наблюдавшиеся весной, не будут повторными, то сегменты офисной и торговой недвижимости поэтапно будут приходить в норму в течение следующего года. А с полным открытием авиасообщения отложенный спрос будет способствовать восстановлению и гостиничного сектора.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора