Facebook Pixel

Инновационность во времена неуверенности: как выживают украинские компании

Наталья Попович
Основатель группы компаний One Philosophy, соучредитель УКМЦ
Фото: one-philosophy.com/uk/

Фото: one-philosophy.com/uk/

Бизнес не может быть чисто финансовыми показателями. Важно взаимодействовать, слышать бизнес-сообщество и общество, заботиться о том, как изменить мир к лучшему, и искать для этого способы.

В этом году, когда пандемия больно ударила по бизнесу из совершенно разных секторов, мы решили присмотреться к украинским компаниям и выяснить, в чем секреты их жизнестойкости.


Исследование жизнестойкости украинского бизнеса во время COVID-19, которое мы провели с июня по октябрь, охватило 50 владельцев бизнеса и руководителей организаций.

Конечно, не стало открытием, что подавляющее большинство компаний во время пандемии оказались в затруднении: 45% опрошенных руководителей признали, что в этом году в их организациях доход упадет от 20% до 90%.

znimok-ekrana-2020-11-25-o-142420.png

Поэтому руководители прибегали к вполне понятным и традиционным средствам реагирования, прежде всего, сокращению издержек.

Например, 39% организаций отказались от части офиса или договорились о пересмотре условий аренды, 61% были вынуждены сократить заработную плату, 23% — сократили расходы на маркетинг и продвижение.

znimok-ekrana-2020-11-25-o-144125.png

В то же время радует, что, несмотря на эти тактические шаги и стремительное реагирование, к которому прибегли компании, чтобы выжить, руководители мыслят стратегически и представляют будущее после кризиса.

В состоянии неопределенности жизнестойкие лидеры в Украине поднимались, когда падали или сбивались, были настойчивыми перед лицом вызовов и действовали вопреки обстоятельствам в поисках возможностей. Один из важнейших выводов — жизнестойкие компании также объединила черта инновационности.

Это не только о диджитализации, новых технологиях или программном обеспечении. Это об изобретательности, способности импровизировать, ошибаться и учиться на ошибках, запускать новые сервисы и улучшать их.

Как оказалось, во время карантина 71% организаций внедрили новый продукт или услугу и 55% привлекли новых партнеров для совместных инициатив.

znimok-ekrana-2020-11-25-o-144107.png

Мы прислушались к лидерам компаний и определили несколько совместных принципов или правил, по которым они внедряют инновации во времена неуверенности.


1

Действовать стремительно

Фото: Gerd Altmann/Pixabay

Фото: Gerd Altmann/Pixabay

Лидия Билас, соучредитель КМДШ, рассказала, что их команда выполнила в считанные дни задачу, которую планировали внедрять очень постепенно. В частности, они запустили онлайн-обучение.


«Мы сделали за сутки в Киеве и за трое суток во Львове то, что планировали делать очень долго. Мы запустили полноценное онлайн-обучение с 9 до 16 часов».

Лидия Билас

Лидия Билас

Соучредитель КМДШ


Так же и многие другие компании и организации сократили время принятия решений с нескольких месяцев до иногда нескольких часов.

2

Не экономить на инновациях

Фото: Michal Jarmoluk/Pixabay

Фото: Michal Jarmoluk/Pixabay

Руководители тщательно взвешивали, как перенаправить инвестиции. Среди лидеров, с которыми общались мы, половина пересмотрели запланированные инвестиции, проекты и инициативы.

А компании, которые направили средства и усилия на поиск новых идей и решений, выиграли уже и планируют выиграть в будущем.

Как справедливо по этому поводу отметил Вячеслав Климов, совладелец Новая Почта, именно сейчас наступило время внедрять инновации.


Это время инноваций. Сегодня бюджеты на R & D или инновации — последние, к которым можно применять экономию. Нам нужно набраться оптимизма и осознать, что солнце выйдет, и в это время твоя бизнес-машина должна оставаться на ходу, чтобы ворваться в поток «мирного» времени.

Вячеслав Климов

Вячеслав Климов

Совладелец Новая Почта


3

Смотреть в будущее

Фото: kiquebg/Pixabay

Фото: kiquebg/Pixabay

Согласно исследованию McKinsey Innovation through Crisis Survey, 90% руководителей еще весной ожидали, что кризис, который вызвал COVID-19, кардинально изменит способ ведения бизнеса в течение следующих пяти лет.

А 85% были обеспокоены тем, что COVID-19 будет иметь устойчивое влияние на потребности и желания их клиентов на этот период.

Поэтому юридические компании, которые планируют автоматизировать большую часть своего труда и улучшить клиентский опыт и дизайн своих продуктов, или культурные институты, которые восприняли уже онлайн-формат работы как основной для себя — на правильном пути.

Анна Бабич, соучредитель и партнер юридической фирмы Aequo, рассказала, что они планируют автоматизировать четверть рутинной работы юристов и бэкофиса.

Это станет возможным благодаря продукту с элементами искусственного интеллекта для работы с Big Data для осуществления части юридического аудита.

А также она мечтает о новом юридическом дизайне, ведь несмотря на то, что юриспруденция — это канцелярская дисциплина, можно сделать документы user-friendly и более эстетичными, и тогда услуга тоже будет лучше и приятнее.


«Бизнес должен измениться, или он просто не выживет. Пандемия — это некий сrash test для нас всех».

Анна Бабич

Анна Бабич

Соучредитель и партнер юридической фирмы Aequo


4

Генерировать идеи

Фото: KEN CHO/Pixabay

Фото: KEN CHO/Pixabay

Для компаний лучший способ собирать инновации — делать это на разных уровнях: от руководства до всех сотрудников. Вот пример Multiplex.


«Практически с первых недель, когда начался кризис, мы превратились в компанию стартапов. Все члены команды, которые занимались этим направлением, никогда до этого не вели проекты. Каждую неделю мы придумывали по 1-2 стартапа. Уверен, что это нас существенно усилит, по меньшей мере, поспособствует продвижению каждого человека, проявившего инициативу и готового взяться за тот или иной проект».

Роман Романчук

Роман Романчук

СЕО сети Multiplex


Интересен и опыт Intellias, где команда набрейнштормила до 80 различных пунктов оптимизации, и теперь их реализует.


«Хотим накопить финансовую подушку, чтобы инвестировать в посткризисное развитие и иметь резерв для выполнения своих обязательств и удержания людей в случае, если клиенты будут задерживать выплаты».

Виталий Седлер

Виталий Седлер

СЕО и соучредитель компании Intellias


5

Лелеять команду

Фото: mohamed Hassan/Pixabay

Фото: mohamed Hassan/Pixabay

В ответ на вопрос первых лиц компаний и организаций о том, что дает им возможность смотреть в будущее с оптимизмом, чаще всего называли «команду».

94% руководителей в нашем исследовании отметили, что общение с командой изменилось, почти все признали, что коммуникаций стало больше, а общение — откровеннее.

Я восхищаюсь жизнестойкостью украинских компаний, которые питают человечность даже в большей степени, чем раньше.

Известный футуролог Артур Кларк говорил:

Quote«Единственный способ узнать границы возможного — это выйти за них в невозможное».

С появлением пандемии мы чувствуем, что мир изменился навсегда, и мы уже в этом «невозможном» мире, который ранее было невозможно представить и который становится новой нормой.

Поэтому сейчас следует принять, что жизнестойкость — это не точка назначения, а способ бытия. И часть жизнестойкости — это постоянное усвоение уроков.


Поступки жизнестойких организаций должны войти в сокровищницу украинского опыта ответа на пандемию для предпринимателей и управленцев следующих поколений, потому что каждая организация сейчас вписывает в нее собственные страницы.

Я убеждена, что важно фиксировать этот опыт, сохранять крупинки этой мудрости тяжелых вызовов и уроков и передавать его преемникам, ибо мир продолжит быть миром неопределенности.