На цену актива опосредованно влияет целый ряд факторов, которыми можно управлять, чтобы максимизировать стоимость бизнеса.
Рано или поздно собственники бизнеса, их партнеры или подчиненные задаются вопросом: «Сколько стоит бизнес или актив?»
При этом мало кто задумывается над тем, что стоимость бизнеса можно максимизировать, грамотно управляя оценкой.
Активы и рабочий капитал
Существует три классических подхода к оценке бизнеса или его части: затратный, доходный и сравнительный. У каждого из них — свое применение и особенности, которые рассмотрим ниже.
Стоимость бизнеса, подразделения или отдельного актива определяется на установленную дату и состоит из двух базовых компонентов:
- Справедливая стоимость необоротных активов (материальных и нематериальных).
- Рабочий капитал.
Материальные активы оценить просто: обычно это физически существующие активы с конечной (ликвидационной) стоимостью. Для их оценки чаще используют затратный и сравнительный подходы.
Первый нацелен на определение стоимости воссоздания актива. Иными словами, сколько нужно вложить средств, чтобы построить такой же (или максимально подобный) актив с нуля за вычетом износа.
Активы, оцененные в случае затратного подхода, обычно дополнительно проверяются на экономический износ.
Сравнительный подход – это сравнение цены объекта оценки с ценой аналогичного актива на рынке. Например, если нужно оценить участок земли под Львовом, используются данные по сделкам, максимально близким по дате к дате оценки.
Что касается нематериальных активов, то отсутствие физической формы и возможности их быстрой конвертации в денежные средства усложняют процесс оценки.
При этом за последние десятилетия именно нематериальные активы заняли существенную долю в структуре стоимости компании.
Например, стоимость нематериальных активов таких гигантов, как Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon и Facebook, достигла отметки $21 трлн, или 84% общей оценки в 2018 году. Влияние нематериальных активов на стоимость пяти крупнейших компаний варьируется от 65% (Google) до 93% (Amazon).
Обычно для оценки нематериальных активов используют доходный подход, в частности, такие его методы, как:
- а) метод освобождения от роялти (Relief from Royalty Method – RRM);
- б) метод оценки сверхприбыли (Multiperiod Excess Earnings Method – MPEEM);
- в) метод «с и без» (With and Without Method – WWM);
- г) метод оценки реальных опционов (Real Option Pricing).
С помощью метода освобождения от роялти оценивается стоимость нематериального актива путем расчета гипотетических роялти, которые не будут уплачены (сэкономлены) за счет владения активом, а не его лицензирования.
Этот метод используется для оценки торговых марок, доменных имен, лицензированного ПО и т.д.
Метод оценки сверхприбыли – это вариация метода дисконтирования денежных потоков с единственным глобальным отличием: он изолирует денежные потоки, которые могут быть ассоциированы с конкретным нематериальным активом, а стоимость определяется как сумма дисконтированных денежных потоков.
Этот метод является наиболее действенным для оценки предприятия на ранней стадии развития или технологических фирм, а также ПО и взаимоотношений с клиентами.
Метод «с и без» являет собой разницу между двумя моделями дисконтированных денежных потоков: одна рассчитывает статус-кво бизнеса с активом, а другая – без. Этот метод часто используется для оценки договоров о неконкуренции.
Некоторые нематериальные активы имеют характеристики опционов, и к ним можно применять соответствующие методы оценки. Реальные опционы имеют значительную стоимость в том случае, когда актив нацелен на ограничение конкуренции, например, патенты или «ноу-хау».
Одной из моделей для оценки опционов является модель Блэка-Шоулза (Black-Scholes Option Pricing Model), которая учитывает ряд параметров и требует больше навыков и опыта для определения корректных результатов.
Завершающий компонент цены бизнеса – рабочий капитал. Он состоит из денежных средств и их эквивалентов, дебиторской задолженности, запасов, товаров и прочего.
Каждый элемент легко оценивается с помощью сравнительного подхода, кроме дебиторской задолженности. Последняя требует детального анализа и оценки по индивидуальным контрагентам, срокам и платежеспособности.
Влияние на стоимость
Использование каждого подхода может дать представление о цене всего актива или бизнеса, а не его отдельных элементов. При этом есть ряд факторов, которые опосредованно влияют на цену актива. И если инвестиционная и макроэкономическая среда – это константа, то другими факторами можно и нужно управлять.
Например, внутренние факторы. Особое внимание следует уделить внутренней культуре, четкому выстраиванию бизнес-процессов, системе постановки задач и их контроля, организации управления командой, внедряемым технологиям и т.д.
Еще один блок факторов – корпоративное управление. Его наличие совместно с советом директоров с независимыми участниками – большой плюс.
Завершающий блок – это прозрачность. Сюда относятся простота юридической структуры, стандартизация финансовой отчетности (например, учет согласно МСФО), независимые проверки аудиторами. Эти факторы находятся в зоне ответственности собственников и менеджмента бизнеса, каждый из них может добавить 5-10% к стоимости бизнеса.
Еще одна управляемая группа – это внешние факторы, которые касаются непосредственной подготовки к продаже бизнеса. Сюда относится предварительная диагностика бизнеса, определение максимального количества возможных рисков, разработка стратегии продажи, наличие конкуренции за актив/бизнес и прочие. Этими факторами могут управлять собственник или сторонние советники.
Оценка бизнеса и ее величина в значительной степени зависят от преследуемых целей. С каждым днем доступной информации становится все больше, и самостоятельно оценить стоимость бизнеса может каждый желающий.
Тем не менее мы рекомендуем обращаться к профессионалам для достижения качественных результатов, особенно если бизнес оценивается перед продажей, покупкой или разделением.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора