Facebook Pixel

Как изменился украинский бизнес после COVID-19

Андрей Цымбал
Управляющий партнер KPMG в Украине

Цифровая трансформация бизнеса и существенное изменение навыков сотрудников были актуальными уже давно. Однако пандемия COVID-19 и вызванные ею ограничения сократили период этих изменений, заставив компании в ускоренном режиме перестраивать свои бизнес-процессы.

Логично, что это повлекло за собой смену приоритетов руководителей бизнесов как в мире, так и в Украине и обнажило ряд новых проблем для будущего бизнеса. В ходе ежегодного опроса KPMG CEO Outlook, который проводится среди бизнес-лидеров в мире и Украине, мы выявили основные тенденции, которыми я хотел бы поделиться с вами.

Дефицит сотрудников с новыми навыками

Согласно отчету KPMG CEO Outlook-2020, риск, связанный с человеческим капиталом, в этом году в мире с 11-го места переместился на первое. На втором и третьем месте — риск нарушения цепочек поставок и угроза возвращения к территориализму.

В отличие от глобальной тенденции, в Украине в этом году риск дефицита кадров переместился с первой строки, где он находился последние несколько лет, на четвертую.

Но я бы не связывал это с тем, что данный вызов действительно перестал быть актуальным для нашей страны.

Скорее, дело в том, что бизнес-лидеры в Украине занимаются «тушением пожаров», вызванных пандемией, и регуляторными изменениями и ограничивают горизонт видения будущего завтрашним, максимум послезавтрашним днем.

В то время как CEO глобальных компаний предполагают, что трансформация бизнеса из-за пандемии приведет к радикальному изменению подходов как к работе с человеческим капиталом, так и к изменению необходимых навыков сотрудников.

Уже сегодня массово происходит ускорение фокусной диджитализации. Бизнесу нужны люди, которые могут внедрять в компаниях цифровые технологии, работать в цифровом формате друг с другом, с клиентами и поставщиками, привносить добавленную стоимость.

Я приведу пример из отчета KPMG. Согласно опросу, 42% украинских руководителей (69% — в мире) планируют сокращать офисные площади и вводить дистанционную работу для части сотрудников после окончания пандемии.

Как минимум это станет новой нормой и приведет к пересмотру квалификационных требований к персоналу. Часть навыков и профессий устареют, утратят актуальность и останутся в прошлом.

С другой стороны, удаленная работа расширила потенциальный кадровый резерв, и компании активно меняют стратегии найма и планируемые форматы работы.

Регуляторный риск как индикатор проблем бизнеса

Согласно нашему опросу среди руководителей компаний в Украине, регуляторный риск находится на первом месте. На мой взгляд, это говорит о двух фактах.

Первый — снижение доверия бизнеса к государству из-за непоследовательной регуляторной политики. Например, постоянный пересмотр ранее принятых решений в сфере возобновляемой энергетики привел к уменьшению интереса инвесторов к этой отрасли.

Вместе с тем такая оценка украинских СЕО говорит о том, что процедуры по управлению регуляторными вопросами в Украине пока еще находятся в начальной стадии, что снижает возможности бизнеса управлять этим видом риска.

Иными словами, у украинского бизнеса пока не выработан «иммунитет» в ответ на изменение регуляторной среды, как, скажем, у европейских коллег.

В Европе бизнес привык к обязательству выполнять регуляторные требования в 100% объеме и понимает, что это требует денежных ресурсов, например на содержание различных комплаенс-служб.

В нашей стране это не так. Во многих компаниях до сих пор полагают, что создание таких структурных подразделений только усложняет работу бизнеса.

Диджитализация и пересмотр цепочек поставок как основной вектор

Пандемия привела к переосмыслению срочности и важности цифровых преобразований. Большинство руководителей компаний указывают на ускорение диджитализации во время карантина.

39% СЕО отмечают, что пандемия ускорила цифровую трансформацию и создание операционной модели нового поколения.

Даже несмотря на падение экономических показателей в Украине 72% руководителей, которые приняли участие в нашем опросе, ожидают роста уровня прибыли их организаций в последующие 3 года, что напрямую может быть связано с тем, насколько быстро они смогут провести необходимые цифровые изменения.

Также пандемия привела к масштабному пересмотру цепочек поставок — как своих поставщиков, так и компании как поставщика услуг и товаров.

По данным опроса KPMG, для 43% компаний это необходимо как условие способности бизнеса оперативно реагировать на изменения потребностей клиентов.

Еще для четверти компаний это стало возможностью снизить затраты и направить сэкономленные средства в стабилизационный фонд на случай кризиса.

Умение двигаться вперед в условиях неопределенности

Оценивая перспективы украинского бизнеса в условиях пандемии, следует учитывать, что он давно научился работать при перманентной политической и экономической нестабильности и неопределенности.

Украинские руководители привыкли становиться пионерами необходимых изменений в своих компаниях и отраслях, действуя таким образом на опережение.

Это дает основание полагать, что восстановление бизнеса и переход его в новую фазу развития произойдет более быстрыми темпами, чем, скажем, в европейских странах.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]