Facebook Pixel

Дуальное образование: как это работает?

Ирина Романюк
Член Ассоциации юристов Украины, адвокат АО «SLS-Group»

6 марта 2020 года вступило в силу Положение о дуальной форме получения профессионального образования, утвержденное приказом МОН Украины от 12 декабря 2019 года. Что же такое дуальная форма образования, как она работает и в чем ее насущная потребность для Украины?


Дуальность в получении образования — что это?

Дуальная форма получения образования предусматривает сочетание соискателями теоретической подготовки в учебных заведениях с практической — на рабочих местах для приобретения соответствующей профквалификации.

При внедрении дуального образования учебное заведение и работодатель являются равноправными партнерами, поскольку последний может участвовать в разработке рабочих и индивидуальных учебных планов и оценивать результаты каждого соискателя.

Заинтересованность работодателей в данном случае заключается в желании получить молодого высококвалифицированного работника, максимально мотивированного к работе сразу после окончания обучения.

Украина не является новатором во внедрении дуального образования. Родиной такого подхода к организации обучения является Германия, которая начала применять эту форму с 60-х годов ХХ века. Впоследствии ее опыт переняли другие страны: Канада, Австрия, Швейцария и др.

И хотя существует мнение, что дуальное образование больше подходит для подготовки по техническим специальностям, немецкий опыт свидетельствует: спектр применения модели намного шире.

Так, в Германии в перечень программ такой подготовки входят: финансы, перерабатывающая промышленность, торговля, сфера услуг, транспорт и логистика, туризм, международное бизнес-администрирование, бизнес-информатика и т. п.

QuoteРодиной подобного подхода к организации обучения является Германия.

В Украине подготовка к внедрению дуального образования началась с принятия Кабмином 19 сентября 2018 года соответствующей Концепции подготовки специалистов.

Она определяет понятие дуального образования, этапы его внедрения в Украине, основные права и обязанности учебных заведений и предприятий. 3 апреля 2019 года КМУ утвердил План мероприятий по ее реализации.

Он предусматривает конкретные задачи по разработке нормативных актов, проведение аналитических и организационных мероприятий на пути внедрения дуального образования.

И уже во исполнение плана мероприятий было утверждено Положение о дуальной форме получения профессионального (профессионально-технического) образования, которое определяет основания, условия и порядок его получения в учреждениях профессионального образования.

Основные этапы организации образовательного процесса по дуальной форме обучения

После подписания руководителем учебного заведения приказа о введении дуального образования условно можно выделить следующие этапы:

  • назначение в учреждении образования координатора, который осуществляет организационное, методическое и документальное сопровождение дуальной формы получения образования;
  • заключение между заведением и предприятием договора по осуществлению профессионального образования по дуальной форме;
  • формирование учебным заведением на основании заключенных с предприятиями договоров перечня субъектов хозяйствования, предоставляющих соискателям образования рабочие места для профессионально-практической подготовки. Такой перечень является необходимым для обеспечения соискателям возможности выбора;
  • выявление соискателем образования желания перейти на дуальную форму обучения, заключение между соискателем, учебным заведением и предприятием трехстороннего договора, который регулирует права и обязанности сторон в процессе получения образования;
  • направление учреждением образования соискателей образования на профессионально-практическую подготовку на предприятие, закрепление за соискателями образования мастеров производственного обучения;
  • определение предприятием координатора и наставников для соискателей образования, а также распределение предприятием соискателей образования на рабочие места или учебно-производственные участки производственных подразделений согласно заключенным договорам, требованиям и потребностям образовательной программы/стандарта профессионального образования;
  • непосредственное получение профессионального образования по дуальной форме. Ведение учеником дневника о выполнении графика, приобретение им ключевых компетенций, определенных образовательной программой/стандартом профессионального образования, текущее оценивание результатов обучения;
  • итоговое оценивание результатов обучения соискателя учебным заведением совместно с предприятием.

Важную роль в организации такого процесса обучения играет наставник — работник предприятия, который передает приобретенные опыт и знания соискателям образования во время практической подготовки и способствует адаптации учащихся к рабочему месту.

Преимущества дуальной формы обучения. Почему это важно для Украины?

Как утверждает МОН, дуальная форма обучения имеет ряд положительных аспектов:

  • организация сотрудничества политиков, бизнеса, социальных партнеров;
  • разработка законодательной базы для признания нацстандартов качества профессионального образования;
  • обучение учеников в процессе трудовой деятельности;
  • привлечение квалифицированного персонала с производства к педагогической деятельности;
  • проведение институциональных исследований и консультирования;
  • учет конкретных запросов предприятий к содержанию и качеству профессионального образования.

Причины трудностей практического внедрения дуального образования в Украине:

  • низкая осведомленность учащихся об этой форме обучения; отсутствие условий для осознанного выбора предприятия для получения образования;
  • необходимость максимального упрощения бюрократической процедуры перехода соискателя на дуальную форму образования;
  • поиск оптимальных моделей распределения времени обучения в заведениях образования и на рабочем месте с учетом особенностей работы в различных отраслях;
  • поиск заведениями образования работодателей, которые заинтересованы вкладывать средства в подготовку учащихся по дуальной форме обучения.

Сегодня дуальная форма обучения только начинает внедряться в украинский учебный процесс.

QuoteВ Германии в перечень программ входят: финансы, перерабатывающая промышленность, торговля, сфера услуг, транспорт, логистика, туризм, бизнес-информатика.

Она призвана наладить эффективное сотрудничество учебных заведений с рынком труда и создать реальные возможности для оказания влияния специалистами рынка на содержание образовательных учебных программ.

В то же время дуальная форма получения образования не должна абсолютизироваться, а решение о ее внедрении и выбор специальностей, подготовка по которым будет осуществляться по дуальной форме, должно приниматься с учетом потребностей работодателей и особенностей национальной экономики и законодательства.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора