6 марта 2020 года вступило в силу Положение о дуальной форме получения профессионального образования, утвержденное приказом МОН Украины от 12 декабря 2019 года. Что же такое дуальная форма образования, как она работает и в чем ее насущная потребность для Украины?
Дуальность в получении образования — что это?
Дуальная форма получения образования предусматривает сочетание соискателями теоретической подготовки в учебных заведениях с практической — на рабочих местах для приобретения соответствующей профквалификации.
При внедрении дуального образования учебное заведение и работодатель являются равноправными партнерами, поскольку последний может участвовать в разработке рабочих и индивидуальных учебных планов и оценивать результаты каждого соискателя.
Заинтересованность работодателей в данном случае заключается в желании получить молодого высококвалифицированного работника, максимально мотивированного к работе сразу после окончания обучения.
Украина не является новатором во внедрении дуального образования. Родиной такого подхода к организации обучения является Германия, которая начала применять эту форму с 60-х годов ХХ века. Впоследствии ее опыт переняли другие страны: Канада, Австрия, Швейцария и др.
И хотя существует мнение, что дуальное образование больше подходит для подготовки по техническим специальностям, немецкий опыт свидетельствует: спектр применения модели намного шире.
Так, в Германии в перечень программ такой подготовки входят: финансы, перерабатывающая промышленность, торговля, сфера услуг, транспорт и логистика, туризм, международное бизнес-администрирование, бизнес-информатика и т. п.
Родиной подобного подхода к организации обучения является Германия.
В Украине подготовка к внедрению дуального образования началась с принятия Кабмином 19 сентября 2018 года соответствующей Концепции подготовки специалистов.
Она определяет понятие дуального образования, этапы его внедрения в Украине, основные права и обязанности учебных заведений и предприятий. 3 апреля 2019 года КМУ утвердил План мероприятий по ее реализации.
Он предусматривает конкретные задачи по разработке нормативных актов, проведение аналитических и организационных мероприятий на пути внедрения дуального образования.
И уже во исполнение плана мероприятий было утверждено Положение о дуальной форме получения профессионального (профессионально-технического) образования, которое определяет основания, условия и порядок его получения в учреждениях профессионального образования.
Основные этапы организации образовательного процесса по дуальной форме обучения
После подписания руководителем учебного заведения приказа о введении дуального образования условно можно выделить следующие этапы:
- назначение в учреждении образования координатора, который осуществляет организационное, методическое и документальное сопровождение дуальной формы получения образования;
- заключение между заведением и предприятием договора по осуществлению профессионального образования по дуальной форме;
- формирование учебным заведением на основании заключенных с предприятиями договоров перечня субъектов хозяйствования, предоставляющих соискателям образования рабочие места для профессионально-практической подготовки. Такой перечень является необходимым для обеспечения соискателям возможности выбора;
- выявление соискателем образования желания перейти на дуальную форму обучения, заключение между соискателем, учебным заведением и предприятием трехстороннего договора, который регулирует права и обязанности сторон в процессе получения образования;
- направление учреждением образования соискателей образования на профессионально-практическую подготовку на предприятие, закрепление за соискателями образования мастеров производственного обучения;
- определение предприятием координатора и наставников для соискателей образования, а также распределение предприятием соискателей образования на рабочие места или учебно-производственные участки производственных подразделений согласно заключенным договорам, требованиям и потребностям образовательной программы/стандарта профессионального образования;
- непосредственное получение профессионального образования по дуальной форме. Ведение учеником дневника о выполнении графика, приобретение им ключевых компетенций, определенных образовательной программой/стандартом профессионального образования, текущее оценивание результатов обучения;
- итоговое оценивание результатов обучения соискателя учебным заведением совместно с предприятием.
Важную роль в организации такого процесса обучения играет наставник — работник предприятия, который передает приобретенные опыт и знания соискателям образования во время практической подготовки и способствует адаптации учащихся к рабочему месту.
Преимущества дуальной формы обучения. Почему это важно для Украины?
Как утверждает МОН, дуальная форма обучения имеет ряд положительных аспектов:
- организация сотрудничества политиков, бизнеса, социальных партнеров;
- разработка законодательной базы для признания нацстандартов качества профессионального образования;
- обучение учеников в процессе трудовой деятельности;
- привлечение квалифицированного персонала с производства к педагогической деятельности;
- проведение институциональных исследований и консультирования;
- учет конкретных запросов предприятий к содержанию и качеству профессионального образования.
Причины трудностей практического внедрения дуального образования в Украине:
- низкая осведомленность учащихся об этой форме обучения; отсутствие условий для осознанного выбора предприятия для получения образования;
- необходимость максимального упрощения бюрократической процедуры перехода соискателя на дуальную форму образования;
- поиск оптимальных моделей распределения времени обучения в заведениях образования и на рабочем месте с учетом особенностей работы в различных отраслях;
- поиск заведениями образования работодателей, которые заинтересованы вкладывать средства в подготовку учащихся по дуальной форме обучения.
Сегодня дуальная форма обучения только начинает внедряться в украинский учебный процесс.
Она призвана наладить эффективное сотрудничество учебных заведений с рынком труда и создать реальные возможности для оказания влияния специалистами рынка на содержание образовательных учебных программ.
В то же время дуальная форма получения образования не должна абсолютизироваться, а решение о ее внедрении и выбор специальностей, подготовка по которым будет осуществляться по дуальной форме, должно приниматься с учетом потребностей работодателей и особенностей национальной экономики и законодательства.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора