В Украине в мае произошел очень громкий конфликт между главой Госэкоинспекции Егором Фирсовым и судоходной компанией Marino Shipping.
Суть конфликта в следующем: в ходе разгрузки судна Stavanger, которое принадлежит компании, произошел разлив 8 тонн пальмового масла.
В результате масло собрали с поверхности моря за день. А на компанию ведомством Фирсова был наложен штраф в размере $2,4 млн.
Более того, по инициативе Фирсова судно получило бессрочный арест в Южном городском суде Одесской области. В результате простой судна составил больше месяца.
Директор компании «Марино Шиппинг», судовладельца Stavanger, оштрафованного Госэкоинспекцией за разлив пальмового масла в Черном море, Кенни Бех Ханг Чуй передал открытое письмо, адресованное Владимиру Зеленскому.
В нем он пожаловался на беспредел Госэкоинспекции и Одесской прокуратуры и заявил о готовности предоставить все материалы антикоррупционным органам.
Кенни Бех Ханг Чуй утверждает, что судно было арестовано и задержано руководством порта «Южный» незаконно.
«Во всем мире разлив пищевого масла во время перевалки груза является весьма распространенной ситуацией», — поясняет он.
По словам директора «Марино Шиппинг», механизмы урегулирования, предусмотренные в таких случаях, хорошо прописаны в международных морских чартерных протоколах.
С помощью последних страховые компании и судовладельцы оценивают и решают проблему путем исправления положения или компенсации в зависимости от обстоятельств.
«Эти протоколы не предусматривают задержания судна в таких ситуациях, поскольку признано, что задержание могло бы нанести чрезмерный ущерб бизнесу», — говорится в письме.
Глава компании утверждает, что разлив масла, которое безопасно для человеческого потребления, «не причинило ущерба морской флоре и фауне».
К тому же разлив «был локализован боновыми заграждениями, окружающими судно, и общий объем загрязнения был извлечен».
Кроме того, глава сингапурской компании назвал обвинения бывшего главы Госэкоинспекции Егора Фирсова в коррупции и незаконном влиянии на украинское правительство оскорбительными.
«Это совершенно необоснованные и неоправданные замечания, которые нанесли ущерб репутации нашей компании и нашей страны Сингапура», — подчеркивает Кенни Бех Ханг Чуй.
Страна известна своей нетерпимостью к коррупции, поэтому правительство отреагировало негативно, а посол по особым поручениям Сингапура в Украине вынужден был вмешаться, говорится в письме.
Такие высказывания, по мнению компании, могут негативно сказаться на международном имидже Украины.
Кенни Бех Ханг Чуй назвал ложью все, сказанное Фирсовым. Он призвал президента Владимира Зеленского вмешаться в ситуацию и дать действиям чиновника правовую оценку.
Напомним: 30 апреля судно Stavanger вошло в акваторию порта «Южный» для разгрузки пальмового масла. Во время разгрузки произошел аварийный разлив груза. Судовладельцу выставили штраф в размере 65 млн грн.
Кроме того, Егор Фирсов запретил выход судна из порта до уплаты штрафа.
Позже стало известно об увольнении Фирсова с должности главы Госэкоинспекции. Он связал свою отставку с задержанием судна, а также с тем, что «за Stavanger занесли».
Вскоре судно отпустили, но штраф, по словам Фирсова, уплачен не был.
Главная проблема, дающая возможность Госэкоинспекции назначать колоссальные штрафы и задерживать суда, заключается в том, что сама система регулируется постановлением Кабмина от 1995 года.
Более того, украинский Кодекс торгового мореплавания — это тоже устаревший документ, который совершенно не коррелируется с аналогичными международными документами.
У Госэкоинспекции было все необходимое для того, чтобы решить проблему штрафа сразу.
В 2013 году на Gloria Shipping уже был наложен штраф, аналогичный нынешнему, и его оспорили везде, вплоть до Верховного Суда.
Последний признал штраф незаконным. Судовладелец заплатил деньги, но обратно ему их полностью до сих пор не вернули.
Месяц простоя судна в украинском порту нанес колоссальный ущерб грузовладельцу, а также по цепочке всем компаниям, которые работали с ним.
Дело в том, что судно должно было идти в порт Батуми и загружать масло из железнодорожных цистерн. Но продукт 36 дней простоял на железной дороге. Одним своим решением задержать судно Госэкоинспекция нанесла колоссальные убытки и грузовладельцу, и грузоотправителю.
При этом у Госэкоинспекции было все необходимое для того, чтобы решить проблему штрафа сразу. Его погашение гарантировал мировой страховой клуб Р&І Club. Однако Фирсов проигнорировал такую возможность.
Случай с потерями Marino Shipping — вопиющий. Увольнение главы Госэкоинспекции вообще беспрецедентное.
Но самое примечательное в этой истории – отсутствие в Украине нормального законодательства, которое позволяло бы грузовладельцам быть уверенными в том, что они в принципе желанные гости в наших портах.
Нужно ли еще объяснять, почему объем перевалки через украинские порты каждый год снижается?