По оценкам японского агентства Nikkei и исследовательской компании Quick FactSet, из-за падения потребительского спроса на складах ведущих мировых компаний скопился рекордный объем товаров. По состоянию на конец марта общая стоимость товаров на складах 2 349 промышленных компаний оценивалась в $1,87 трлн, что является рекордом за последние 10 лет. Объем запасов на $97 млрд больше, чем тремя месяцами ранее.
Нынешнее накопление запасов можно объяснить не только падением спроса, но и такими факторами, как трудности с перемещением продуктов из-за нарушения цепочек поставок, а также намеренным созданием запасов некоторыми компаниями на случай нехватки. Некоторые предприятия также наращивали запасы в ожидании увеличения потребительского спроса в связи с возобновлением работы экономики после снижения числа случаев заболевания COVID-19.
Эксперты считают, что проблема сейчас заключается в том, что высокий уровень запасов в сочетании с низким потреблением может привести к тому, что производители приостановят производство и усугубят экономический спад, который уже начался.
Запасы увеличились во всех 12 производственных секторах, которые анализировались. На три сектора пришелся 61% общего объема: электроника, автомобили и машиностроение.
Из всех компаний, включенных в анализ, Samsung Electronics зафиксировала самый большой рост товарных запасов в долларовом выражении – на $4,4 млрд, или на 13% в сравнении с предыдущим кварталом, до $39,2 млрд.
Samsung сообщила, что ее продажи в первом квартале не изменились в сравнении с предыдущим кварталом. В апреле она столкнулась со сбоями в закупке сырья для производства памяти и заявила, что намерена увеличить запасы, чтобы избежать подобных проблем в будущем.
У тайваньского производителя компьютеров Asus продажи упали на 9%, а товарно-материальные запасы выросли на 18%. Финансовый директор Ник Ву говорит, что компания намерена сохранить текущий уровень запасов.
В автомобильной промышленности уровень запасов вырос на $14,8 млрд, или на 6%, до $273 млрд. Например, продажи Ford Motor упали на 8%, а запасы увеличились на 21% — до $14,6 млрд, что является самым высоким показателем за 25 лет. Почти 53 тыс. автомобилей остались недостроенными из-за нехватки компонентов. Финансовый директор Ford Джон Лоулер сказал, что накопление запасов сказывается на денежном потоке компании.
У Mercedes-Benz увеличился объем незавершенной продукции отчасти из-за нехватки компонентов, а также из-за проблем с доставкой в условиях украинского кризиса. Финансовый директор Харальд Вильгельм сказал, что трудно делать прогнозы, учитывая геополитическую неопределенность.
Эксперты опасаются, что затоваривание складов в сочетании с падением потребительского спроса приведет к снижению производства компаний. Это еще больше замедлит мировую экономику, страдающую от роста инфляции и геополитической нестабильности.
Позитивным моментом экономисты называют то, что 2 349 компаний успели накопить большой запас наличности – $2,2 трлн, что в 2,3 раза превышает их ежемесячные продажи. По их мнению, это говорит о том, что компаниям в ближайшее время не грозит кризис ликвидности, несмотря на спад потребления.