Повышенный спрос и падение цен. Как пандемия изменила рынок онлайн-образования

Автор

Фото: flickr/UK in Israel

Вспышка коронавируса оживила edtech-рынок во всем мире, но украинские компании пока не ожидают значительного всплеска доходов. В ближайшие полгода бизнес будет искать новые модели для работы через изменения на рынке, а новые EdTech-тренды сформируются скорее всего осенью.

Онлайн-образование в мире

Закрытие учебных заведений из-за коронавируса по всему миру затронуло свыше 770 млн учащихся, свидетельствуют данные ООН. Это привело к резкому увеличению числа студентов, которые вынуждены учиться дома.

Как пишет газета Financial Times, в Индии, Китае и Гонконге пандемия способствовала увеличению количества учащихся в цифровом формате, росту стоимости акций и увеличению капитала edtech-стартапов. Это коснулось таких образовательных компаний, как Yuanfudao, Snapask, Byju's, Ai English и GSX Techedu.

В Европе и США похожая ситуация. Так, американский стартап Outschool, который создает живые онлайн-классы для учеников в возрасте от 3 до 18 лет по разным предметам, ищет тысячи репетиторов, пишет Forbes. В марте этот бизнес в Сан-Франциско увеличился в 11 раз, а спрос на его услуги вырос по всей Европе, особенно в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии.

В то же время британская онлайн-платформа Save My Exams для учащихся от 10 до 13 лет во время пандемии получила более 1 тыс. платных подписчиков, а образовательное приложение Sir Linkalot для изучения английского языка увеличило число загрузок — в среднем его скачивают до 800 раз в день.

Как отметила IT-специалист в сфере EdTech Люба Шипович, на американском образовательном рынке замечена тенденция создания гибридных продуктов. Речь идет о том, что компании пытаются предоставить потребителям как и живые онлайн-уроки, так и уже записанные курсы. Кроме этого, компании снизили цены на несколько долларов для роста клиентской базы.

Что с edtech-рынком в Украине

Вспышка коронавируса оживила украинский ЕdТech. Этот рынок в 2019 году рос примерно как и во всей Европе — на 30%, говорит основатель компьютерной академии «Шаг» Дмитрий Корчевский. Такие же темпы сохранятся и в 2020 году, а вот количество клиентов в этом сегменте возрастет как минимум вдвое, прогнозирует он. Впрочем, оценить объем рынка в целом трудно из-за отсутствия исследований и открытой отчетности компаний.

Почти все опрошенные The Page образовательные компании во время карантина зафиксировали рост количества учащихся в сфере дистанционного образования. Существенно вырос спрос на традиционные курсы по изучению языков и подготовке к ЗНО, бизнес- и IT-курсы, а также на сервисы для поиска и обмена учебными материалами для учителей и преподавателей университетов, говорят участники рынка.

Как рассказывает соучредитель платформы онлайн-курсов Prometheus Иван Примаченко, за несколько недель карантина количество активных пользователей на платформе возросло в 4 раза.

«Также поступили запросы от организаций и бизнеса по созданию новых курсов. Люди хотят переводить обучение в онлайн», — добавляет он.

По словам Примаченко, сейчас к онлайну почти полностью адаптировался рынок репетиторов. Существенный рост этого сегмента заметил международный маркетплейс для репетиторов BUKI. Как рассказывает его соучредитель Вадим Синжерецкий, рост запросов на частные онлайн-занятия с репетиторами составил по меньшей мере 200%.

А вот в ЕdТech-маркетплейсе Preply, который объединяет репетиторов-преподавателей и студентов, ажиотажа не почувствовали. Как рассказывает сооснователь украинского стартапа Preply Дмитрий Волошин, в марте рост на украинском рынке составил лишь 5%, тогда как в европейских странах количество пользователей выросло на 30-40%.

«Люди в Украине боятся кризиса и не инвестируют в образование так, как за рубежом», — предполагает он.

В компьютерной академии «Шаг» приток новых клиентов сократился вдвое. «Мы компенсируем это запуском новых продуктов, а также отложенным спросом», — говорит Корчевский. Несмотря на это он отмечает, что оттока постоянных пользователей не произошло.

Что с ценами на онлайн-образование

Ситуация на рынке снизила цены на онлайн-занятия. По словам Волошина, коррекция цены за час обучения составляет 5-20% в сторону уменьшения. Одновременно Корчевский добавляет, что дисконт на занятия пока предоставляют те, кого карантин заставил зайти на ЕdТech-рынок. «Поскольку оффлайн пытается зайти в онлайн, то сразу они не могут дать то качество, которое было раньше, и дают студентам дисконт», — замечает он.

Многие компании запускают бесплатные курсы для увеличения клиентской базы. По словам Примаченко, сейчас трудно оценить, делают ли они это себе в прибыль, поскольку им все равно нужно платить за серверные мощности, чтобы иметь возможность обслуживать всех пользователей.

«Доход в онлайне вырос, но в то же время офлайн сократился до нуля», — говорит Синжерецкий и добавляет, что на рост прибыли он не рассчитывает, поскольку офлайн-обучение занимает 80% его бизнеса.

В то же время в Preply ожидают краткосрочный рост прибыли в течение весны, поскольку большинство переходит в онлайн. При этом Волошин замечает, что летом-осенью она будет падать, поскольку мир входит в экономическую рецессию.

«Даже у мировых компаний число пользователей выросло в разы, а прибыль лишь на 10%», — добавляет Корчевский.

Что ожидать после карантина

После карантина Синжерецкий ожидает «отката» пользователей в офлайн, но говорит, что количество в онлайне будет ощутимо выше, чем до него.

Примаченко ожидает, что в онлайн перейдет много образовательных компаний и даже университетов. По его словам, в ближайшие полгода бизнес будет искать новые модели для работы из-за изменений на рынке, а новые тренды сформируются осенью, когда все начнут оправляться от карантина. Он рекомендует образовательным компаниям сотрудничать, поскольку этот сегмент бизнеса требует инвестиций в десятки миллионов долларов.

А вот Волошин говорит, что после кризиса вырастет спрос на новые инновационные продукты, особенно в сегменте образования детей.

Читать на The Page