
Как получить электронную цифровую подпись в Украине. Фото: pixabay
Необходимым условием для открытия ФОП (укр. фізична особа-підприємець) является получение электронной цифровой подписи (ЭЦП) или квалифицированной электронной подписи (КЭП). С ее помощью можно подписывать документы и оплачивать налоги онлайн.
В то же время, предприниматель может открыть ФОП в одном банке, а получить электронную подпись в другом. Такая практика встречается довольно часто, ведь не все банки имеют право выдавать ЭЦП. разобралось, как можно получить электронную подпись в Украине.
Электронные ключи ЭЦП/КЭП
Электронная цифровая подпись — это набор символов, с помощью которых физическое или юридическое лицо проходит идентификацию, подтверждая свою личность. Однако с 7 ноября 2020 года все учреждения выдают только квалифицированные электронные подписи, которые хранятся не в виде кода или файла на компьютере, а на специальном носителе или в облачном хранилище.
До 7 ноября 2020 года в Украине действовал двухгодичный переходный период, введенный правительством, на протяжении которого можно было использовать и ЭЦП, и КЭП. Однако он истек, поэтому если электронная подпись была получена до 7 ноября 2018 года, ее необходимо заменить на актуальную КЭП.
Как получить электронную подпись в Приватбанке
Получить электронную подпись можно получить в Приватбанке, через «Дію», в аккредитованных центрах сертификации ключей (АЦСК). Чтобы получить электронную подпись онлайн, нужно быть клиентом Приватбанка и пользователем системы онлайн-банкинга «Приват24».
Инструкция по получению КЭП в Приватбанке онлайн:
- необходимо зайти в личный кабинет «Приват24»;
- перейти в меню «Все услуги» / «Бизнес» / «Загрузить сертификат»;
- указать свои данные, проверить их корректность и нажать «Данные верны»;
- придумать пароль к файлу — хранилищу ключей;
- ввести пароль, который поступит в SMS или в мобильном приложении «Приват24»;
- установить галочку напротив пункта «Я ознакомлен и согласен с условиями»;
- нажать «Далее».
В Приватбанке есть специальное облачное хранилище SmartID. Для того чтобы его создать, необходимо:
- нажать кнопку «Настройки» в «Приват24» для бизнеса;
- выбрать из списка SmartID и компанию, для которой нужно генерировать SmartID;
- указать пароль SmartID на английском языке с использованием букв и цифр (минимум 8 символов).
Эту процедуру также можно осуществить онлайн в «Приват24 Бизнес» с прохождением соответствующих верификационных процедур.
Как получить электронную подпись в сервисе «Дія»
Чтобы получить электронную подпись в сервисе «Дія», следует приобрести сертификат квалифицированной электронной подписи в одном из пунктов предоставления услуг, расположенных в разных городах Украины. На сайте необходимо выбрать свою область проживания, а в списке пунктов — наиболее удобный адрес.
После этого необходимо заполнить заявление с личными данными для получения электронной подписи. Кроме того, есть возможность превратить собственную SIM-карту в токен с электронной подписью. Однако такая услуга доступна только для абонентов «Киевстара». Сертификат сроком на год стоит 300 грн, на два года — 600 грн.
Если же необходимо обновить сертификат, то это можно сделать онлайн — достаточно просто заполнить форму. Однако в Минцифры пообещали, что скоро КЭП можно будет получить за несколько кликов в смартфоне.
Как получить электронную подпись в АЦСК
КЭП также можно получить в аккредитованных центрах сертификации ключей. Перечень уполномоченных АЦСК можно найти в Доверительном списке. Стоимость услуг в таких центрах зависит от срока действия сертификата и перечня реквизитов, которые вносятся в него.
Чтобы получить сертификат, необходимо:
- определиться с вариантом услуги и типом носителя;
- заполнить онлайн-заявку на сайте;
- подписать заявление о присоединении к Договору на поставку электронных доверительных услуг (бланк заявления приходит на электронную почту после регистрации);
- оплатить услугу (доступна онлайн-оплата);
- сформировать пакет документов (список и требования приходят на электронную почту);
- посетить представительство АЦСК для получения личного ключа и подтверждения о выпуске сертификата.
Как получить электронную подпись в Ощадбанке
Ощадбанк также получил аккредитацию на выдачу электронных цифровых подписей. Такой услугой могут воспользоваться физические лица. Особенно это будет выгодно ФОПам, ведь без цифровой подписи нельзя подать отчетность в налоговую.
Итак, чтобы получить цифровую подпись в Ощадбанке, придется:
- прийти в отделение банка с флешкой (именно на ней будет храниться ключ);
- если счета в Ощадбанке нет, придется его открыть;
- уплатить 50 грн за открытие счета;
- также нужно ежемесячно платить 129 грн за ведение счета.
Как получить электронную подпись в Укрсиббанке
Чтобы получить электронную цифровую подпись в Укрсиббанке, нужно заполнить соответствующее заявление. В нем необходимо указать город, в котором вы планируете обслуживаться. Также нужно указать ваш статус: физическое или юридическое лицо. Стоит эта услуга 150 грн в год.
Для оформления ЭЦП нужно прийти в отделение банка вместе с паспортом, идентификационным кодом и флешкой.