О том, что 7-8 февраля большую часть страны накроет мощный циклон, СМИ трубили из каждого утюга еще с начала месяца. С утра понедельника предсказания синоптиков подтвердились: снижение температуры воздуха сопровождалось резкими порывами ветра (15-20 м/с), снегом с метелью. Как следствие, на дорогах тут же образовались снежные заносы и гололедица.
Сравнение отчета госагентства автодорог и репортаж
с трассы М-05 Киев – Одесса
Судя по анонсам как самого «Укравтодора», так и его региональных филиалов, дорожников также заранее предупредили о стихии. Все они дружно опубликовали и прогнозы погоды, и «аварийные» номера телефонов дежурных диспетчеров, работающих круглосуточно. И предупредили автомобилистов о том, что из-за сложных погодных условий возможны ограничения движения, рекомендовав водителям легкового транспорта воздержаться от поездок на дальние расстояния, а крупногабаритного – пользоваться площадками для отстоя, расположенными вдоль государственных автодорог. Выложив Google-карту с почти четырьмя сотнями «отстойников», находящихся на балансе «Укравтодора».
И утром в понедельник принялись регулярно рапортовать о том, что «дорожная спецтехника работает над обеспечением бесперебойного движения по дорогам государственного значения». Поэтому, выезжая в полдень из Одессы, я особо не волновался. Последствия ночного снегопада одесские коммунальщики быстро разгребли и воспоминания о ледяном дожде, залившем автомобили «стеклом», остались лишь в соцсетях.
Ободрило и то, что на выезде из города я уткнулся в полицейский эскорт, сопровождавший работавшую в три полосы снегоуборочную технику. Градусник показывал -3, светило солнце. Смущало лишь полное отсутствие пассажирских автобусов и то, что встречный поток был более чем редким. Как впоследствии оказалось, он полностью коррелировался с пропускной способностью трассы М-05. И никак не коррелировался с ответом «Укравтодора» на редакционный запрос о проведенных на ней с 12:00 до 18:00 работах.
Спойлер: пять единиц снегоуборочной техники за семь часов пути по Одесской, Николаевской, Кировоградской, Черкасской и Киевской областям.
Состояние дороги в Одесской области
«8 февраля в городе Одесса и на территории области наблюдались дождевые осадки, туман и морось, которые сопровождались температурой воздуха от +3 до -6С. Сложные погодные условия привели к образованию гололеда и гололедицы на дорогах. Подрядные организации Службы обеспечивали бесперебойное движение транспорта круглосуточно. На М-05 Киев–Одесса работало около 20 единиц техники и 30 работников». (Орфография сохранена).
Увы, но кроме трио вышеупомянутых снегоуборщиков другая спецтехника так и не встретилась. И если уровень снега на дороге был приемлемым для движения в двух полосах из трех, то гололед вынуждал большинство автомобилистов ехать в одной колее. Все-таки влажное дыхание моря давало о себе знать.
Состояние дороги в Николаевской области
Про работы на николаевском фрагменте трассы пресс-служба «Укравтодора» ничего сообщить не смогла, благо это был самый короткий фрагмент трассы. Который не запомнился ничем — было в меру снежно и уже не так скользко. Снегоуборочной техники замечено не было.
Состояние трассы М-05 Киев – Одесса в Николаевской области. Фото: Сергей Суховский
Состояние дороги в Кировоградской области
«На дороге М-05 работало 7 машин КДМ (комбинированная дорожная машина). Своевременная очистка дорожного покрытия и обочин от снега проводилась каждые 3-4 часа. Движение обеспечено».
Кировоградская область запомнилась парой явно брошенных (занесенных снегом по самые окна) легковушек и первыми застрявшими на съездах на прилегающие дороги автомобилями. Из спецтехники встретился одинокий самосвал МАЗ-6501 со снегоотвалом и дорогущими немецкими и швейцарскими установками солеразбрасывателями, который просто ехал. Ничего не чистил, не разбрасывал…
Состояние дороги в Черкасской области
«8 февраля на территории Черкасской области фиксировались сильные снегопады и метели, которые вечером перешли в мокрый снег с дождем и местами ледяной дождь. Сложные погодные условия привели к образованию гололеда и гололедицы на дорогах. Высота снежного покрова была 16-22 см.
Подрядные организации Службы автодорог в Черкасской области обеспечивали бесперебойное движение транспорта круглосуточно. На М-05 Киев–Одесса работало 15 единиц техники и 30 работников. Проводились работы по очистке от снега проезжей части и посыпки противогололедной смесью, которой было использовано более 300 тонн. Сейчас движение по автодороге М-05 по территории Черкасской области полностью обеспечено, покрытие черное, мокрое».
Состояние трассы М-05 Киев – Одесса в Черкасской области. Фото: Сергей Суховский
Увы, на самом деле черкасский фрагмент трассы М-05 к 16:30 представлял собой протоптанную легковушками узкоколейку между двумя полосами. То есть любой обгон превращался в рулетку – кто знает, что там под слоем вчерашнего снега, асфальт или лед. Картину дополняли несколько ДТП и десятки фур, стоящих вдоль трассы. Это полицейские отлавливали нарушителей, не подчинившихся ограничению движения грузового и крупногабаритного транспорта тремя дорогами (М-05 Киев – Одесса, Н-01 Киев – Знаменка и Н-08 Борисполь–Днепр–Запорожье–Мариуполь), в направлении Киева. Снегоуборочной техники не замечено.
Состояние дороги в Киевской области
«На балансе Службы автодорог в Киевской области 143 км трассы М-05 Киев – Одесса. Учитывая интенсивные осадки, в течение 8 февраля для обеспечения проезда на этой дороге работало 26 единиц спецтехники и 30 работников. Дорожное покрытие местами заснеженное, проезд обеспечен. В течение суток на Киевщине выпало около 30 см снега. В связи со сложными погодными условиями дорожники не прекращают работать на дорогах области».
Состояние трассы М-05 Киев – Одесса на въезде в Киев. Фото: Сергей Суховский
Если ограничение движения грузового и крупногабаритного транспорта вступило в силу в 13:00, то с 15:00 начал действовать запрет на транзитное движение большегрузного транспорта через Киев. И уже в Белоцерковском районе скопление фур начало мешать проезду хотя бы одной полосой. То и дело фуры занимали две полосы, оставляя для проезда полосу нерасчищенного снега под разделительным отбойником.
Въезд в Киевскую область запомнился запаркованным посреди дороги снегоубощиком Ford 4142D компании «Автомагистраль-Юг». Но в следующий раз спецтехника попалась на глаза только в районе Глевахи, то есть за 40 км от Киева. К тому моменту темп передвижения упал с 40-50 км/ч до скорости хромой лошади. И пришлось искать объездные пути для взятия Киева, подходы к которому были оккупированы, по подсчетам самого «Укравтодора», 1,4 тыс. фур.
Состояние трассы М-05 Киев – Одесса в Киевской области. Фото: Сергей Суховский