Ровно 60 лет назад появился первый автомобиль с самым популярным на сегодня типом кузова – хетчбэк Renault 4L. Он соединил в себе преимущества седана, фургона и универсала.
Сейчас принято ругать маркетологов, ставя им в вину похожесть автомобилей разных брендов. Но ровно 60 лет назад именно рыночные стратегии породили не просто успешную в коммерческом плане модель, но и настоящую отраслевую революцию. Этому на вид малопримечательному автомобильчику с простеньким индексом 4L (по фр. произносится «катрель») предстояло войти в историю благодаря одной-единственной своей особенности. Сегодня она вряд ли кого-то удивит, но тогда произвела настоящую революцию – 4L стал первым хетчбэком.
С двухобъемным кузовом hatchback (с анг. «люк сзади»), с плоским полом, с пятой дверью и наклонной задней стойкой «катрель» был одновременно седаном, фургоном и универсалом, то есть максимально функциональным. Благодаря дополнительной двери и максимально заниженному порогу в него легко было грузить тяжёлые и негабаритные предметы: тюки с соломой, бидоны с молоком, саженцы и рассаду, шезлонги и т. д.

«Мне нужно пространство в автомобиле!» — инструктировал проектировщиков Renault R4 глава концерна Пьер Дрейфюс. Фото: Auto Hebdo
Социальные предпосылки
Маркетологи Renault точно уловили главные тенденции 50-х: рост благосостояния простых французов, массовая миграция селян на окраины городов, создаваемый ими динамичный класс мелких ремесленников и торговцев плюс возрастающая соцактивность женщин, которые не хотели больше сидеть дома. Всем им нужен был автомобиль как рабочий инструмент. И в 1956 году Пьер Дрейфюс, гендиректор Renault, предложил конструкторам создать «автомобиль-джинсы». То есть недорогой, удобный и универсальный, одинаково пригодный как для города, так и для деревни, как для будней, так и для праздников, как для мужчин, так и для женщин.
«Мне нужен автомобиль, который подошел бы людям любого возраста и социального положения во всем мире, – инструктировал проектировщиков семейной малолитражки R4 мсьё Дрейфюс. – Мне нужно пространство в автомобиле».
Никакого дизайна
Да-да, задача ставилась именно конструкторам-проектировщикам – стилисты, как тогда называли дизайнеров, участия в работе не принимали. Мсьё Дрейфюс считал, что для автомобилей такого типа красота не имеет значения и ею можно легко пожертвовать ради технологичности или функциональности. Единственное требование к стилю автомобиля заключалось в том, чтобы он, как и джинсы, с возрастом как можно медленней терял товарный вид.
Для большей секретности 14 прототипов, которые во время испытаний накатали более 2 млн км по всему миру, получили кодовое имя «Мари Шанталь». В те времена во Франции оно считалось максимально провинциальным.

Первая утечка информации о Renault Marie-Chantale случилась в 1957 году. Фото: l'Auto-Journal
Символ свободы
Хетчбэк презентовали осенью 1961 году, когда миграция селян достигла пика, а общественный транспорт, особенно в пригородах, был развит плохо. И 4L стал идеальным решением для городской и сельской жизни – именно благодаря своему кузову.
Поначалу на автомобиль обрушилась волна критики за его излишне простецкий, «деревенский» стиль и несуразную заднюю дверь. Но затем они превратились в главные преимущества «четвёрки». Нейтральная внешность подошла людям разных возрастов и социального положения – за последующие 33 года в более чем сотне стран всех пяти континентов было продано более 8,135 млн автомобилей этой модели. Он завоевал такую популярность, что казалось — дни седанов сочтены.
А пятая дверь стала в буквальном смысле порталом к всемирному признанию. Поскольку в «катрель» можно было легко загружать что угодно, автомобиль подходил для любого образа жизни. Кроме того, пятая дверь серьезно увеличивала возможности трансформации внутрисалонного пространства, что позволило инженерам и дизайнерам создать первые «автомобили для жизни».

«Ромб» до сих пор создаёт на базе Renault 4L «авто для жизни», как этот Suite N°4 2021 года. Фото: Renault
«Хетчбэки произвели революцию в автомобильной отрасли, обеспечив большие возможности с трансформацией внутрисалонного пространства, – вспоминает об устроенной 4L революции управляющий директор Renault Classic Юг Портон. – Пятая дверь быстро превратила эту модель в настоящее социальное явление. Кроме того, пятая дверь дала больше свободы в плане дизайна, показав, что мы можем отойти от традиционной архитектуры «капот — пассажирское отделение — багажник».
И действительно, появление «катреля» породило новые типажи автомобилей, такие как минивэны и кроссоверы плюс множество модификаций уже существующих кузовов. К хрестоматийным седанам, универсалам и хетчбэкам тут же добавились лифтбэки, нотчбэки, свингбэки, шутинг-брейки и т. д.

За 33 года Renault 4TL разошёлся по свету тиражом в 8,135 млн экз. Фото: Renault
Мода в высшем свете
Разумеется, французы тут же растиражировали это конструктивное решение в более традиционном сегменте семейных седанов. Появившийся в 1965 году Renault 16, провозгласил новую революцию, которая проложила хетчбэкам дорогу из бюджетного сектора в более высокие и престижные классы.
«Вместе с R16 пришло осознание того, что для представления хетчбэка в качестве стандарта в сегменте семейных автомобилей и более дорогих моделей не было никаких препятствий», – резюмирует мсьё Портон.
По сути, хетчбэком могла быть любая модель – от седана до купе. Renault разработал обширную линейку моделей с новым типом кузова, включая R20 и R30, Fuego, R25 и R11. А победа братьев Маро в марафоне «Париж — Дакар» 1982 года на Renault 20 подстегнула интерес покупателей к хетчбэкам более престижных классов.

В 1982 году Бернар и Клод Маро выиграли марафон «Париж — Дакар» на самом большом хетчбэке Renault — 20 Turbo 4x4. Фото: Renault
Актуальный формат
На сегодняшний день самый яркий представитель хетчбэков в линейке Renault – кроссовер Arkana. «Он обеспечивает оптимальное сочетание черт кроссовера и купе, — продолжает мсьё Портон. — Благодаря чему вместе с элегантным дизайном клиентам предлагается необходимая им практичность. Arkana получила просторный и удобный салон, а также увеличенные возможности для погрузки в сравнении с обычным кроссовером».