При подготовке к недавним местным выборам кандидаты потратили рекордные суммы на продвижение в соцсетях. Количество политической рекламы в Facebook в октябре в сравнении с сентябрем увеличилось втрое. Об этом говорится в исследовании Руха «Чесно».
Кроме сообщений на своих страницах, политики прибегали к «черной» рекламе против конкурентов и размещали собственную рекламу на страницах с нейтральными названиями. Расходы на это, вероятно, не попадут в официальные отчеты.
Приведенные данные включают расходы до 25 октября 2020 года. Однако общая сумма будет расти в связи со вторым туром выборов городских голов.
С начала года и до дня выборов общая сумма расходов всех страниц, которые Facebook обозначает как общественно-политические, составляет почти 178 млн грн. Для сравнения: это чуть больше годового бюджета города Дрогобыч, где живут 75 тыс. человек.
Социально-политическую рекламу за этот период распространяли с 4,5 тыс. страниц в Facebook и Instagram.
Львиная доля расходов — $5 млн — приходится на два месяца кампании: сентябрь и октябрь. Для сравнения: в июне – июле 2019 года во время парламентских выборов на политическую и социальную рекламу потратили около $2,5 млн. Хотя стоит учитывать то, что парламентские выборы были внеочередными, и это существенно повлияло на стратегии партий и их ресурсное обеспечение.

Стремительно росли расходы на страницах, которые рекламировали партии. Если за первые 6 месяцев расходы на распространение рекламы с партийных страниц составляли менее $90 тыс., то в октябре они превысили $1,4 млн. Ближе к выборам в сети появилось немало страниц, которые сложно назвать партийными или страницами политиков, но они вели кампании на сотни тысяч долларов.
Возглавляет список по расходам страница «Политическая партия «За майбутне». Ее создали в мае 2020 года, а с августа по октябрь она потратила почти $170 тыс. В рекламу ставили сообщения о партийцах из разных регионов, а также фрагменты эфиров шоу «Право на власть» канала «1+1», где гостем был лидер партии Игорь Палица.
В топ-20 страниц попали сразу четыре страницы партии «За майбутне» и ее представителей. Они занимают первое, третье, пятое и тринадцатое места и совокупно потратили почти $400 тыс., что составляет почти треть общей суммы расходов всех 20 страниц в рейтинге.
Вторую позицию в рейтинге занимает страница «Наш край», которая потратила $166 тыс. на рекламные сообщения. Значительный рывок состоялся в сентябре – почти $80 тыс.
Сразу три страницы «Слуги народа» и ее кандидатов попали в список страниц, которые тратили больше всех на рекламу в соцсетях. Кандидат на пост мэра Киева Ирина Верещук потратила почти $69 тыс. Основная партийная страница «Слуги народа» и киевская страница партии потратили $52 тыс. и $36 тыс. соответственно.
Рейтинг замыкает партия «Доверие» со своей полтавской страницей, которая потратила на распространение сообщений $31 тыс. Партия выдвинула своих кандидатов только в Полтавской и Тернопольской областях и является единственной региональной партией, чья страница в соцсетях попала в топ-20 по затратам.

Дополнительно. Опрос, проведенный компанией Kwendi Media Audit, показал, что в 2021 году реклама в интернете обгонит телевизионную по скорости подорожания.