Проигрыш «Газпрома» в суде Дюссельдорфа: как это повлияет на Украину. Фото: сайт Nord Stream 2
Высший земельный суд Дюссельдорфа отклонил иск швейцарской дочки российского «Газпрома» Nord Stream 2 AG, которая управляет газопроводом «Северный поток — 2», относительно решения Федерального сетевого агентства Bundesnetzagentur не освобождать газопровод от норм газовой директивы Европейского Союза. The Page рассказывает, что это значит для «Газпрома» и Украины.
Как пишет DW, «Газпром» еще может обжаловать решение суда в Федеральном верховном суде Германии в Карслруэ и в Европейском суде в Люксембурге. Однако Nord Stream 2 AG не сможет пройти сертификацию независимого оператора, если не выполнит такие условия, как выход из-под контроля «Газпрома» и переход под контроль независимой компании; эта новая компания должна будет держать менее 50% мощностей «Северного потока — 2» пустыми для других потенциальных клиентов, а также работать по тарифам на транспортировку газа по немецкой территории, которые установит Федеральное агентство по сетям Германии.
Как пишет liga.net, это выгодно Украине, так как на переговорах министров энергетики Украины, США и Германии на этом настаивала наша страна, а соответствие газопровода обсуждали как один из компромиссных шагов для его запуска и гарантий продолжения транзита через территорию Украины.
В то же время ZN.ua вспоминает о решении суда юстиции ЕС в Люксембурге от 15 июля 2021 года по газопроводу OPAL — отводу от первого «Северного потока», которое тоже ограничило «Газпром» в использовании отводного газопровода до 50% его мощности. Издание пишет, что оба решения ограничивают использование двух газопроводов со 110 млрд кубометров суммарной проектной мощности до 65 млрд кубометров: «Северный поток — 1» — до 37,5 млрд кубометров/год, «Северный поток — 2» — до 27,5 млрд.
«Если евроинституты окажутся в состоянии заставить «Газпром» исполнять решения судебных инстанций, то ГТС Украины сохранит существующие статус-кво. А если удастся еще применить принцип энергетической солидарности в формате договора энергетического сообщества, то можно ограничить и использование на территории Европы второй нитки «Турецкого потока», после чего можно даже несколько увеличить объемы транспортировки газа через территорию Украины в случае роста европейского спроса. Но если эти ограничения не сработают, то это будет означать, что на самом деле полнота власти в ЕС принадлежит не Еврокомиссии, Европарламенту и Суду ЕС, а отдельной государственной компании из страны, не являющейся членом ЕС», — говорится в материале.
Контекст. Ранее США и Германия официально договорились о завершении строительства «Северного потока — 2».