Facebook Pixel

«Северный поток – 2»: запустить нельзя ограничить

Александр Харченко
директор Центра исследований энергетики

Президент США Джо Байден назначил своего экс-советника Амоса Хокштайна специальным представителем Госдепартамента по вопросам энергетики. На этой позиции один из самых радикальных критиков «Северного потока – 2» на Капитолийском холме будет отвечать, помимо прочего, за порядок реализации соглашения с Берлином по завершению строительства этого российского газопровода.

Когда США и Германия достигли договоренности о завершении строительства российского газопровода «Северный поток–2», большинство украинских экспертов не скрывали своего разочарования. Согласие США на достройку российской газовой трубы называли в основном предательством интересов Украины. Конечно, украинцы надеялись на совсем другую позицию Соединенных Штатов.

Однако действительно ли «все пропало» и Украина осталась один на один со своими геополитическими проблемами и недогруженной газотранспортной системой? Или все же договоренность США и Германии придает ей и новые возможности, которыми необходимо правильно воспользоваться? Особенно теперь, с назначением Амоса Хокштайна, который еще недавно был членом наблюдательного совета «Нафтогаза», на высокий пост.

21 июля Госдепартамент США и Министерство иностранных дел Германии обнародовали документ под названием «Совместное заявление США и Германии в поддержку Украины, европейской энергетической безопасности и наших климатических целей». Фактически текст гласил, что США согласны с достройкой газопровода. А данный документ должен защитить интересы Украины и других европейских стран ... но уже после реализации проекта.

Кроме уже традиционных фраз о том, что США и Германия «решительно поддерживают суверенитет, территориальную целостность, независимость и европейский путь Украины, а также считают необходимым принять меры против российской агрессии в Украине и за ее пределами», документ содержит несколько ключевых пунктов:

- в случае если Россия будет использовать газопровод как инструмент давления или продолжать агрессивные действия против Украины, Германия будет призывать Европейский союз к принятию эффективных мер по противодействию этому, включая санкции для ограничения российского энергетического экспорта в Европу;

- Германия обязуется использовать все возможные рычаги влияния для того, чтобы продлить соглашение о транзите газа через Украину на срок до десяти лет;

- Германия будет способствовать увеличению возможностей для реверсной поставки газа в Украину, в случае потенциальных попыток России ограничить поступление газа в страну (если будет завершен транзит), а также принимать участие в модернизации газотранспортных систем Украины;

- оба «Северных потока» будут работать на 50% мощности;

- Германия будет соблюдать сама и требовать от России выполнения по «Северному потоку-2» всех директив Третьего энергетического пакета. Это означает, что газопровод будет работать по европейским нормам, которые ограничивают возможности для монополизации газового рынка;

- Германия обязуется создать Зеленый фонд для Украины, который будет способствовать ее переходу к использованию альтернативных источников энергии, энергоэффективности и энергетической безопасности. Созданный фонд также будет продвигать развитие водородной энергетики, поэтапный отказ от угля и поддержку углеродной нейтральности. Первый взнос в фонд сделает Германия в размере $175 млн, дальнейшие инвестиции составят не менее $1 млрд.

Наибольшие сомнения вызывает реальность выполнения именно первого пункта. Ведь использование энергоресурсов как инструмента шантажа и манипуляций для достижения своих целей уже давно стало для Москвы дурной привычкой.

Даже этим летом Россия прибегла к искусственному ограничению поставок газа в Европу, что сразу отразилось на ценах — стоимость газа достигла рекордных значений с 2013 года. Уровень заполняемости газохранилищ в странах ЕС по состоянию на середину июля вдвое меньше прошлогоднего. Если темпы закачки не будут расти, запасов в европейских хранилищах может не хватить для нормального прохождения отопительного сезона. И европейцы фактически не могут ничего сделать. Поэтому возникает вопрос, какие рычаги влияния они будут иметь на Россию, если манипуляции будут касаться не Европы в целом, а только Украины? И, самое главное, будут ли эти рычаги использованы в полной мере?

То же самое касается и содействия Германии продлению соглашения о транзите по территории Украины. Она, допустим, будет это делать. Но гарантировать заключение транзитного соглашения при полном нежелании Москвы, конечно, не сможет.

Наиболее реальным и действенным в документе выглядит обязательство вполовину ограничить мощность первого и второго «Северного потока» и заставить их работать с соблюдением норм европейского газового законодательства. Несмотря на постоянные попытки «Газпрома» добиться отмены норм Третьего энергопакета для своих газопроводов, позиция ЕС о необходимости выполнять существующие нормы для всех без исключения участников рынка остается твердой. Это лишний раз доказывает последнее решение Европейского суда об отказе в отмене ограничений для наземного продолжения «Северного потока» — газопровода OPAL.

Польза от создания Зеленого фонда для повышения эффективности украинской энергетики также не вызывает сомнений. И хотя его объем меньше, чем доходы от транзита, которые Украина может потерять, при условии продуманного целевого использования это может стать реальным шансом на развитие альтернативной энергетики в Украине.

Так или иначе, подписанный США и Германией документ является рамочным. С одной стороны, существует большая вероятность того, что реакцией Германии на те или иные действия Кремля будет только очередное высказывание глубокой обеспокоенности. Однако, с другой стороны, такие расплывчатые формулировки открывают для Украины возможность непосредственно влиять на то, в какие мероприятия и механизмы трансформируется этот документ. При этом новоназначенный специальный представитель по энергетическим вопросам в Госдепе прекрасно знает ситуацию в Украине. Он может значительно способствовать тому, чтобы подписанная «рамка» была наполнена действительно полезным для Украины содержанием. Но ... Это произойдет только при условии четкой и прозрачной формулировки своих интересов и готовности к жесткому диалогу, в котором надо филигранно отстоять собственные интересы, четко связав их с интересами ключевых партнеров.

Компромисс невозможен, сработает только консенсус.

Александр Харченко, директор Центра исследований энергетики

Мария Якуб, аналитик Центра исследований энергетики

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора