Чтобы эффективно противостоять завершению строительства газопровода «Северный поток-2» Украине и ее союзникам необходимо применять Международное морское право.
Особенно это будет действенным в период апелляционного обжалования решения Danish energy agency в Датском апелляционном совете по вопросам энергетики, считают эксперты Центра Разумкова.
Эксперты исходят из того, что Международное морское право распространяется на три основных вида морских территорий. В каждом из этих видов Украина может создать достаточно препятствий чтобы максимально замедлить строительство «Северный поток-2». Или даже полностью его остановить.

1. Территориальное море — расстояние до 12 морских миль или 21 км от побережья.
Статья 19 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г) дает право судам всех государств пользоваться правом мирного прохода через территориальное море.
За исключением, если в территориальном море оно осуществляет исследовательскую или гидрографическую деятельность, а также мешает функционированию сооружений, установок или любых систем связи прибрежного государства.
«Поскольку судна, которые будут участвовать в достройке «Северного потока-2» будут проходить через территориальные воды нескольких стран и сопровождаться военными кораблями ВМФ РФ, к ним могут быть применены ограничения предусмотренные ст. 25 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г», — отмечают в Центре Разумкова.
2. Исключительная экономическая зона.
Статья 56 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г утверждает, что в исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет суверенные права на создание сооружений. В частности это могут быть искусственные острова, установки и сооружения, морские научные исследования, защита и сохранение морской среды.
Здесь можно использовать подачу исков в Международный Суд ООН и Международный Трибунал ООН по морскому праву в части нарушения судами, участвующих в строительстве «Северного потока-2».
3. Открытое море.
Если судно находится в открытом море, но имеет связь с берегом с помощью шлюпок, оно считается находящимся во внутренних водах прибрежного государства со всеми вытекающими из этого факта. Об этом утверждает Доктрина о нахождении судна в пределах того или иного морского пространства.
Так предоставляется возможность ограничивать пребывание судов в период пандемии COVID-19. Эти суда нарушают санитарные нормы и имеют непосредственную связь с прибрежным государством путем перемещения граждан и товаров малыми транспортными судами.
Также можно попытаться внести изменения в Конвенцию об открытом море от 1958 г, исключив упоминание о свободе прокладки трубопроводов.