Бизнес адаптировался к войне. Фото: Pixabay
Предприниматели смогли возобновить свою деятельность после начала полномасштабной войны, а в некоторых регионах Украины – выйти на довоенный уровень и выше. Об этом свидетельствуют данные SaaS-платформы для управления бизнесом РемОнлайн.
Эксперты платформы проанализировали количество заказов в течение года у своих клиентов — сервисных центров и ремонтных мастерских, СТО, клининговых компаний, химчисток, ателье, индивидуального производства и строительства, установки и обслуживания оборудования и т. д. — в сравнении с январем 2022 года.
Наименьший объем заказов наблюдался в марте – 29%. Но уже в апреле постепенно начался рост – до 56%. В августе предприниматели даже превысили довоенный уровень – 109% в сравнении с январем. С сентября заказов стало меньше, однако по итогам декабря их все еще больше, чем до 24 февраля.
Наиболее положительная динамика с начала вторжения наблюдается в сфере обслуживания автотранспорта (от повседневного обслуживания до кузовного ремонта) и торговли. А с лета после деоккупации Киевщины и других северных областей начало активно восстанавливаться направление строительно-инженерных работ.
Динамика количества заказов. Фото: РемОнлайн
Бизнес адаптировался к отключениям света
Уменьшение количества заказов осенью совпало с началом массированных ракетных обстрелов энергетической инфраструктуры Киева и других городов Украины. Однако даже постоянные отключения света не привели к значительному уменьшению активности. Так, тотальное отсутствие электричества после атаки 23 ноября повлекло меньшее падение количества заказов, чем атака на центр Киева 10 октября. Тогда количество заказов уменьшилось на две трети в сравнении с предыдущим понедельником, 3 октября. Однако уже 11 октября этот показатель вернулся к обычному для рабочего дня уровню. Между тем 23 — 24 ноября количество заказов уменьшилось почти вдвое, но через несколько последующих дней снова вернулось к среднему. Это говорит о том, что предприниматели нашли возможности работать даже в нестабильных условиях. По итогам декабря количество заказов превышает начало довоенного года на 3 процентных пункта.
Бизнес адаптируется к отключениям света. Фото: РемОнлайн
Наибольшая активность – во Львове
Среди крупнейших проанализированных городов Украины самый низкий уровень заказов в марте в Киеве и Харькове — до 6% и 2% соответственно в сравнении с январем 2022 года. При этом уже через месяц объем заказов в этих городах начал увеличиваться и по итогам апреля составлял 35% в Киеве и 21% в Харькове.
В мае рост продолжился: Киев, Днепр и Одесса демонстрировали почти одинаковый объем заказов — две трети довоенного уровня, а Харьков – менее половины. Хотя в марте Днепр и Одесса «просели» в заказах меньше, чем Киев и Харьков. Активность во второй столице росла до августа включительно, хотя так и не вышла на довоенный уровень – 81%. В осенние месяцы количество заказов снова уменьшилось. Но декабрь харьковские предприниматели завершили все же обнадеживающе — 74% заказов по отношению к январю.
В августе предприниматели крупнейших городов, кроме Харькова, смогли достичь довоенного уровня активности. А львовский бизнес даже раньше – в мае. Этот город демонстрирует самое большое количество заказов в течение года. После падения на треть в марте Львов постоянно наращивал активность и с июня уже превысил довоенный уровень. Декабрь предприниматели этого города закончили с количеством заказов на 20 процентных пунктов выше января 2022 года. Киев, Одесса и Днепр после снижения активности в октябре в конце года снова вышли на довоенный уровень.
Данные анализа говорят о том, что украинские предприниматели успешно держат экономический фронт. Бизнес не просто выстоял, но продолжает развиваться.
Бизнес в Украине выходит на довоенные показатели Фото: РемОнлайн