Ровно 30 лет назад, в августе 1991-го, на автомобильном небосклоне засияла сверхновая звезда: миру явилась Astra (с лат. «звезда»). Так что можно сказать, что звездой она стала с самого рождения. Модель пришла на смену семейству Kadett, выпускавшемуся еще с довоенных времен, но унаследовала все ценности бренда, главной из которых стала традиция привнесения ноу-хау в класс компактных автомобилей. То есть последние полвека благодаря послам перемен Kadett и Astra в масс-маркет регулярно попадали высокие технологии, ранее доступные только спорткарам или седанам более высоких классов.
Поколение F, 1991 —1997 гг.
В год премьеры первой генерации мир находился в состоянии глобальных изменений. И Astra полностью воплотила в себе этот дух перемен. Компакт был прямым наследником модели Kadett, но из-за общекорпоративных стандартов General Motors, введенных в 1989 году, получил новое имя. Стандартизация модельной номенклатуры требовала, чтобы отныне имена всех опелей заканчивались на «а», чему немцы, конечно, не обрадовались. Ведь кадетская родословная тянулась с 1937 года, чем не мог похвастаться ни один Escort, Golf или Corolla.
Еще одним преимуществом Opel Astra была невероятная кузовная гамма: в первой генерации были 3- и 5-дверные хэтчбеки и универсалы, 4-дверный седан, 3-дверные фургон и кабриолет, не говоря уже о пришпоренных модификациях GT и GSI.
И бюргеры, для порядка поворчав о спущенном сверху нейминге, устремились в опелевские шоурумы. В период с 1991 по 1997 гг. было продано около 4,1 миллиона «Астр». То есть, едва появившись, новинка тут же стала главным бестселлером бренда в частности и Европы вообще.
В конце 90-х Opel совместно с Mercedes возродили самый престижный и технологичный кольцевой чемпионат Европы — DTM. Toyota, так и не решившаяся на экспансию в главное место разборок немецких концернов, выкупила старые «Астры» и, «перелицевав» их в Lexus IF, выставила на главном японском чемпионате Super GT.
Поколение G, 1997 — 2003 гг.
Успех первой генерации задал новый уровень и поставил новые вызовы для создателей следующего поколения. И когда пришло время творить, они решили действовать максимально нестандартно и сделать все заново. В поисках новых источников вдохновения и технологий они отправились в Голливуд.
Например, команда стилистов создавала Astra G с помощью «Парка Юрского периода» — научно-фантастического фильма 1993 года. Разумеется, о клонировании малолитражки из ДНК динозавров речь не шла. Но дизайнеры активно использовали программу автоматизированного проектирования под названием ALIAS, изначально разработанную для компьютерных анимационных фильмов, с помощью которой Стивен Спилберг создал вышеупомянутый блокбастер. Сверхсовременное голливудское программное обеспечение позволило команде работать над новой моделью в виртуальной трехмерной среде, что благотворно сказалось на тщательности проектирования.
Именно с Astra G в Украине началось полноценное осваивание производства иномарок, а не отверточная SKD-сборка из привозных комплектующих. Немецкие малолитражки выпускались на мощностях АвтоЗАЗ с января 2004 года по октябрь 2008 года.
Поколение H, 2003 — 2009 гг.
В итоге «блокбастером» автомобильного рынка стало также и следующее поколение модели. Третья Astra в стайлинге получилась наиболее радикальной: рядом с ее смелым, инновационным дизайном конкуренты выглядели бабушками из очереди в собес.
Помнится, во время премьерного показа Astra H на Франкфуртском мотор-шоу авторитетный немецкий журнал Auto motor und sport проводил опрос читателей на тему самого запоминающегося, интересного, понравившегося компакта на IAA-2003. И тройка победила с впечатляющим преимуществом: более половины всех проголосовавших отдали победу именно ей.
Astra выпускалась под маркой Vauxhall для Великобритании, как Buick для Китая, как Holden для Австралии, как Saturn для США и как Chevrolet для рынков Африки и Латинской Америки.
Поколение J, 2009 — 2015 гг.
Удивились индексации? Наверняка знакомые с латинским алфавитом напряглись, ведь педантичные немцы пропустили букву «I». Но никаких ошибок и конспирологических выкладок — в Рюссельсхайме пошли на это сознательно, ведь ее легко спутать с цифрой «1». Зато у маркетологов появился повод говорить сразу о двойном цикле обновления «Астры», что нашло свое отражение и в дизайне, и перечне использованных инноваций.
В 2010 году Astra J получила главную дизайнерскую премию — Red dot. Жюри международного конкурса впечатлил эволюционный стиль развития экстерьера и интерьера, «который объединил художественный артистизм с немецкой точностью».
Масса передовых технологий была заимствована у модели среднего класса Opel Insignia и впервые перенесена в сегмент компактных автомобилей С-класса. Например, фронтальная камера распознавала дорожные знаки и предупреждала водителей о непреднамеренном выезде со своей полосы движения. А благодаря фарам AFL+ новинка могла подсвечивать повороты в темное время суток.
Поколение K, 2015 — 2021 гг.
Пятая генерация и вовсе стала законодателем мод в плане светотехники. И буквально осветила путь к своему успеху, взяв главную автомобильную премию — титул «Автомобиль года». Разумеется, столь высокая награда дается за совокупность качеств, и Astra K получила ее за прецизионную настройку шасси, энергоэффективные моторы и выверенную эрогономику, но и ноу-хау сделали свое дело. Тем более что помимо передовых как для С-класса адаптивных LED-фар она оснащалась особенными сидениями с сертификацией AGR (Aktion Gesunder Rücken, «Кампания за здоровую спину»). Причем их можно было дополнительно улучшить с помощью функций вентиляции или массажа.
Поколение L, 2021 — 2027 гг.
Шестое поколение идет по следам лучших из лучших и открывает новую главу в своей истории. Впервые Astra будет доступна в электрифицированном варианте: помимо бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания в новинке предусмотрены сразу две версии (180 или 225 л. с.) подзаряжаемой гибридной системы. К тому же в ней будет полностью пересмотрена дизайнерская парадигма, включающая новое фирменное лицо Opel Vizor, и полная цифровизация салона Opel Pure Panel. Но это уже другая — новейшая — история.