Facebook Pixel

IT

IT

Поисковые альтернативы. Смогут ли стать успешными новые конкуренты Google

Фото: Firmbee/Pixabay

Фото: Firmbee/Pixabay

Новым поисковикам будет непросто конкурировать с Google, но запрос рынка давно назрел.

За последние месяцы сразу несколько компаний представили собственные альтернативы поисковой системе Google. Эти проекты – не только давно ожидаемые рынком альтернативы. Кроме того, их разработчики обещают потребителям больший уровень приватности их данных, сокращение количества рекламы и повышение конфиденциальности. Готовы ли потребители к таким проектам, в том числе, будут ли они платить за предоставляемую конфиденциальность – покажет время.

Neeva: Google-альтернатива от бывших «гуглеров»

В начале лета этого года команда бывших сотрудников компании Google представила поисковую систему Neeva. На заголовке сайта этого сервиса написано – Ad-free, private search — приватный поиск без рекламы. Первые три месяца работать с сервисом можно будет бесплатно, далее пользователям предлагается заплатить $4,95 в месяц за право «гуглить» не через Google. Кроме работы с сервисом через браузер, разработчики Neeva предлагают приложения для iOS-устройств, а также расширения для браузеров Chrome, Firefox, Safari, Edge и Brave.

Комментируя запуск своего проекта для издания Fastcompany, Шридхар Рамасвами и Вивек Рагхунатан, руководители Neeva, поясняют:

Telegram Logo
Quote«Neeva — это не только технологический, но и социальный эксперимент… Его цель – получить ответ на вопрос: «Если бы существовал высококачественный продукт, который явно принесет вам пользу во многих отношениях, вы бы заплатили за него или согласились, чтобы он был бесплатным и зарабатывал с помощью рекламы?».

Интерфейс Neeva похож на оформление обычной поисковой системы – строка для запроса и блок выдачи. Но начать работать с Neeva можно только после регистрации – для нее создатели сервиса предлагают указать свой электронный адрес. Однако украинцы пока не могут работать с Neeva – после предоставления емейла вы увидите уведомление о том, что поисковая система не работает в нашей стране и разработчики сервиса обещают уведомить вас по электронной почте о возможности начала работы с Neeva.

neeva3.png

Попытка зайти на сайт с использованием американского IP-адреса оказалась более успешной, и нам удалось изучить сервис. Neeva умеет искать по картинкам, картам, новостям и видео, есть возможность применить фильтры и ограничить поиск временем или другими критериями. Предлагается получить персонализированный результат – основанный на интересах и запросах пользователя, но для этого сервис предлагает подключить к Neeva другие приложения, например, Gmail или Dropbox.

Удобно в Neeva реализована работа с результатами поиска – можно сохранять результаты в подборки, здесь они получили название Spaces.

neeva2.png

Разработчики сервиса утверждают, что сохраняют данные об активности пользователя на протяжении 90 дней, это им необходимо для улучшения выдачи, но в любой момент в настройках можно очистить данные о своей активности. А вот удалить аккаунт в Neeva напрямую нельзя – только после отправки сообщения руководству сервиса.

Brave Search: поисковая система от создателей браузера Brave

Через несколько недель после анонса о запуске Neeva создатели браузера Brave рассказали о начале работы своей поисковой системы Brave Search, доступной не только для пользователей этого браузера, но и для всех желающих.

Разработчики этого сервиса заявляют, что их продукт тоже не отслеживает пользователей, и подчеркивают, что в их планах – сделать алгоритмы работы Brave Search открытыми и доступными для сторонних разработчиков, которые смогут интегрировать его в свои продукты.

Главное отличие Brave Search от Neeva и давней Google-альтернативы – сервиса DuckDuckGo – использование исключительно собственного поискового индекса. Другие Google-альтернативы часто агрегируют результаты поиска или хотя бы частично берут данные из Google-выдачи.

Пока сервис доступен бесплатно, однако в будущем разработчики проекта планируют внедрить платный доступ без рекламы. Поясняя идею Brave Search в блоге компании, один из основателей проекта комментирует:

Quote«Brave Search — это новый способ получения релевантных результатов с помощью индекса, созданного и управляемого сообществом пользователей. Кроме того, Brave Search гарантирует конфиденциальность своих пользователей, что особенно актуально в условиях утраты доверия к экономике слежки и жизни в эпоху капитализма наблюдения».

Идея управляемого сообществом поискового индекса состоит в том, что Brave Search планирует отказаться от закрытых алгоритмов формирования результатов, чем славятся современные поисковые системы. Алгоритмы поискового ранжирования, по большому счету, являются коммерческим секретом для компаний, которые зарабатывают на поисковой рекламе.

Ведь в случае открытости таких алгоритмов можно будет продвинуть сайт на первые места поисковой выдачи без покупки рекламы. А это подорвет бизнес-модель существования таких проектов. Brave Search планирует использовать обратную связь от сообщества пользователей для улучшения поисковой выдачи и таким способом улучшать результаты поиска.

Пока Brave Search работает в режиме бета-тестирования, однако уже сейчас каждый желающий может оценить результативность этого сервиса. Очевидно, что проект работает на порядок лучше с англоязычными запросами, хотя и для некоторых запросов на русском и украинском языках выдача весьма достойна.

Впрочем, тестирование показало, что пока это касается известных понятий. В правой части поисковой выдачи размещен блок с фактической информацией о запросу, например, он отобразился для запросов «путин», «савченко», «Сенцов», но некоторые ссылки на дополнительные источники вызывают недоумение. Например, по запросу «Сенцов» можно увидеть страницу из «Википедии», IMBD, ссылку на библиотеку Конгресса, а также ссылки на польские и чешские сайты, но нет ссылки на Facebook режиссера.

В то же время поиск по более популярным запросам, например, о COVID, о карантине или о покупке повседневных товаров («купить робот-пылесос», «доставка води львів») предлагает качественную выдачу.

brave.png

Поиск от Ahrefs: Google-альтернатива с украинскими корнями

В августе этого года стало известно о том, что сервис анализа ссылок Ahrefs уже близок к выпуску собственной Google-альтернативы. Впервые об этой разработке рассказал в Twitter Дмитрий Герасименко, основатель Ahrefs еще в 2019 году. Раскрывая подробности своего проекта в интервью изданию АИН, Герасименко заявил, что планирует сделать поисковый рынок справедливым – рынок, более 90% которого принадлежит компании Google.

Техническая составляющая будущего поисковика – поисковые роботы-краулеры, которые индексируют веб-страницы и создают индекс, который потом используется для формирования поисковой выдачи, у Ahrefs уже есть. Эти роботы используются для основного сервиса проекта – инструмента анализа ссылок. По данным компании, в сутки робот Ahrefs анализирует более 30 млн новых страниц. Более того – он является вторым по активности краулером в мире. Иными словами, у Ahrefs уже есть инструменты, необходимые для создания поисковой платформы.

Но в Ahrefs решили создать не просто альтернативу Google, а проект, работающий по иной бизнес-модели. Во-первых, зарабатывать Ahrefs-поиск будет от рекламы и подписки за ее отсутствие, взимаемой у пользователей. Во-вторых, 90% полученной прибыли создатели Ahrefs-поиска обещают выплачивать создателям популярных веб-страниц, на которые наиболее активно переходят пользователи. В Ahrefs уверены, что это поможет зарабатывать и веб-мастерам, и разработчикам сайтов, а еще — стимулировать их делать качественный контент. В Ahrefs также подчеркивают, что их поисковая система не будет собирать и использовать персональные данные пользователей.

DuckDuckGo: главная Googe-альтернатива

Авторы идей создания Google-альтернативы должны будут бороться не только непосредственно с поисковой системой Google, контролирующей более 90% рынка, но еще и с давно существующим и успешным проектом DuckDuckGo, который в июне этого года сообщил не только о преодолении отметки в 50 млн загрузок для его приложений, но еще и о том факте, что DuckDuckGo стала второй по популярности поисковой системой на мобильных устройствах в ряде стран, в том числе в США, Канаде, Австралии, Нидерландах.

Успех DuckDuckGo связан не только с устойчивым ростом его популярности, но еще и с тем, что эта поисковая система является прибыльным проектом. Сервис зарабатывает на поисковой рекламе, которая не связана с интересами пользователей, а исключительно с их запросами. Вторая статья дохода – партнерские выплаты, которые DuckDuckGo получает, если покупатель перешел на сайт интернет-магазина и оформил покупку. DuckDuckGo публично не обнародует свои финансовые результаты, но, по оценкам экспертов, в 2015 году доход проекта составлял $1 млн, а в 2018-м превысил $20 млн.

Поисковая альтернатива: нужна рынку, но что насчет пользователей?

Интернет-рынок давно заинтересован в появлении Google-альтернативы. С одной стороны, существование единственной поисковой платформы упрощает задачу продвижения интернет-проекта, а с другой, попадание сайта «под санкции» Google или изменение алгоритма ранжирования может буквально убить интернет-бизнес. Ведь если ресурс не находится на 1-2 странице поисковой выдачи, он становится невидимым для своих потребителей.

Нельзя сказать, что у Google нет альтернатив – они есть, о них регулярно рассказывают отраслевые медиа и блоги, но популярность этих проектов незначительна, что связано в том числе и с тем, как они работают. Google работает лучше, точнее, эффективен на большинстве языков.

Альтернатива Google нужна не потому, что это плохая поисковая система – Google работает отлично и постоянно улучшает свой поиск. Аналогичные проекты – это выигрыш для конечного потребителя, это конкуренция, которая делает рынок лучше. Балансирование Google между желанием заработать, продавая рекламу в поисковой выдаче, и попыткой оставаться качественной поисковой системой, не всегда работает на пользу потребителя.

По некоторым запросам, доля рекламы в поисковой выдаче доходит до 40%, а недавнее изменение пометок, сопровождающих рекламу на странице Google, сделало их практически невидимыми. Этот шаг можно смело назвать манипуляцией поисковой выдачи.

Поэтому рынок давно готов к созданию поисковой альтернативы. Однако будут ли готовы к этому пользователи, которым предлагается платить либо за отсутствие рекламы в выдаче, либо за право не быть отслеживаемыми при использовании поиска, ответить пока сложно.

Возможно, антимонопольные претензии к компании Google, равно как и к другим представителям BigTech, например, претензии к Facebook, приведут к тому, что регуляторы рынка пойдут по пути, испытанному много лет назад на рынке браузеров, когда Microsoft заставили в ее операционной системе Windows предлагать пользователям установку других браузеров-альтернатив.

Правда, уже в этом году в версии Windows 11 этот процесс снова усложнился, однако и продукт от Microsoft уже давно не является лидером рынка браузеров.

Нельзя исключать и того, что эти поисковые альтернативы не смогут тягаться с тяжеловесом Google. Однако они могут стать базисом для будущих, более успешных поисковых платформ.

Комментарии

Все новости