Facebook Pixel
IT
IT

Наши люди везде: пять украинских IT-гениев, которые меняют мир

Герой «Записок украинского сумасшедшего» Лины Костенко сетовал, что порой не с кем и Новый год встретить, потому что все однокурсники уже работают в Кремниевой долине. Точно не знаем, кто именно сидел с ним за одной партой и каких высот они достигли. Впрочем, The Page собрало истории пяти украинцев из сферы ІТ, которых заслуженно можно считать гениями.

Макс Левчин

Макс Левчин родился в Киеве в семье писателя Рафаэля Левчина и ученого-физика Эльвины Зельцман. В 1991 году, когда Левчину было 16 лет, семья эмигрировала в США. После окончания университета он отправился работать в Кремниевую долину, где запустил три стартапа, которые, впрочем, не принесли ему ни успеха, ни прибыли.

В 1999 году он, Питер Тиль, Илон Маск и Рид Хоффман запустили международную электронную платежную систему PayPal – и она «выстрелила». Уже через три года проект купил eBay за $1,54 млрд, доля украинца, в частности, составила $34 млн.

В 2004 году Левчин запустил собственный стартап Slide, главной разработкой которого был сервис удобного отображения большого количества фотографий для пользователей социальной сети MySpace. Позже Slide переориентировался на создание социальных сервисов для MySpace и Facebook. Фотохостинг впоследствии приобрел Google, а Левчин занял пост вице-президента компании.

С 2012 года и по сей день украинец развивает сервис потребительского кредитования Affirm. Ему принадлежат 11% акций компании. После успешного выхода стартапа на биржу в начале 2021 года акции компании подорожали почти вдвое. Капитализация Affirm по итогам первого торгового дня составила $23,6 млрд. А состояние Левчина Forbes тогда оценил в $2,7 млрд.

Ян Кум

На год позже Левчиных из Украины уехала еще одна семья будущего гения. Так, в 1992 году уроженец Фастова Ян Кум оказался в США.

Там он поступил в университет Сан-Хосе, параллельно работал в Ernst & Young. Однако уже через год он бросил учебу ради должности в Yahoo. Устроиться на работу ему помог менеджер компании Брайан Эктон, который впоследствии стал хорошим другом и бизнес-партнером Кума.

В 2007 году Ян ушел из Yahoo. В 2009-м у Кума появилась идея, которую он с Эктоном воплотил в жизнь – создал мобильное приложение WhatsApp для обмена сообщениями. Мессенджер за короткое время загрузили четверть миллиона пользователей. В 2014 году программой пользовались более 400 млн людей, сделав WhatsApp самым популярным мессенджером в мире.

В 2014 году Facebook предложила за приложение $19 млрд. Кум согласился, и это сделало основателей WhatsApp миллиардерами. При этом он остался главным исполнительным директором компании и вошел в совет директоров Facebook. На тот момент его состояние оценили в $9 млрд. В мае 2018 года Кум ушел из WhatsApp и покинул совет директоров Facebook.

Ник Белогорский

Ник или Николай Белогорский родился в Харькове, а в Ванкувере (Канада) оказался, когда ему исполнилось 16 лет. За границей он поступил в колледж. Сразу после его окончания он вместе с другом основал свой первый бизнес – компанию Randronics, которая занималась веб-дизайном.

Во время учебы в университете Саймона Фрэзера Ник стажировался в Microsoft по своей специализации – криптозащите. В Кремниевой долине сначала работал в Symantec, а в 2010 году перешел в Facebook, в отдел безопасности под руководством Макса Келли.

Впоследствии Белогорский покинул компанию и начал собственное дело – стал соучредителем антивирусного стартапа Cyphort. Его в 2017 году приобрела Juniper Networks. На момент сделки среди клиентов антивирусной компании были, в частности, Uber, Netflix, Modells Sporting goods, Tribune Media.

С 2019 года Белогорский возглавляет команду Trust and Safety в Google, которая отвечает за безопасность Google-аккаунтов во всех сервисах – от Gmail до YouTube, а также за API и рецензирование приложений в Google Play.

Однако он известен не только своей профессиональной и инвестиционной деятельностью. В 2014 году под влиянием Евромайдана и Революции достоинства Ник с помощью других украинских эмигрантов создал благотворительную организацию Nova Ukraine – «Новая Украина». Сначала они передавали деньги семьям Небесной сотни, а сейчас присылают на родину гуманитарную помощь и повышают осведомленность об Украине в мире.

Сергей Григорович

О «S.T.A.L.K.E.R.» и «Казаки» слышали, наверное, даже те, кто далек от компьютерных игр. Сергей Григорович – один из их авторов, а также основатель компании GSC Game World, которая и выпустила эти мировые бестселлеры. Кстати, название GSC образовано от инициалов Григоровича – Grigorovich Sergiy Constantinovich. Его и эмблему компании он придумал еще школьником в 12 лет.

Первой игрой, которая стала хитом компании, была историческая стратегия в реальном времени «Казаки: европейские войны» 2001 года. В апреле 2007 года компания выпустила еще один проект мирового уровня – шутер от первого лица «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», действия которого разворачиваются в Чернобыльской зоне отчуждения в ближайшем будущем. Уже в феврале 2008 года игра насчитывала 950 тыс. копий на территории СНГ и 700 тыс. на Западе. Сейчас GSC разрабатывает «S.T.A.L.K.E.R. 2». Релиз игры запланирован на 28 апреля 2022 года.

Алексей Пахунов

Еще один украинец, которого нельзя обойти вниманием – уроженец Житомира Алексей Пахунов, который сейчас разрабатывает программное обеспечение в компании Илона Маска SpaceX. О себе, своем жизненном пути и впечатлениях от работы он рассказывает в своем блоге.

Quote«В Microsoft мне посчастливилось поработать в группе Windows Kernel и Microsoft Research. Затем я перешел в Google, где работал над Chrome Remote Desktop. А теперь работаю в SpaceX, в группе Flight Software», – пишет он.

Разработчик отмечает, что не может подробно описывать работу в SpaceX из-за корпоративных правил:

Quote«Фактически я могу говорить только о том, что уже (было) опубликовано в интернете и не больше».

Еще в 2015 году Пахунов отвечал за успешную посадку ракеты Falcon 9. А после того как SpaceX вместе с NASA в 2020 году запустили Falcon 9 с капсулой Crew Dragon, украинцы обратили внимание на своего земляка.

Тогда же Пахунов пояснил, что он не пишет «все программное обеспечение, которое отвечает за полет Crew Dragon», поскольку этим занимаются несколько сотен людей в течение многих лет.

Quote«Раньше я писал софт для Falcon 9 и Falcon Heavy, а теперь — для Starship. Само собой, так как софт для всех четырех собирается из одной кодовой базы, то часть моего кода используется при полете Dragon», – рассказал разработчик о своей роли в SpaceX.
Поблагодарить 🎉