Согласно данным Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, с начала года в нашей стране снизилась покупательная способность. При этом за первые четыре месяца года оборот розничной торговли вырос на 7,9%. В такой ситуации лучше всего себя чувствуют дискаунтеры и «магазины у дома». Даже гиганты Auchan и METRO экспериментируют с небольшими форматами. Как это помогает зарабатывать и какие перспективы открывает в ближайшие годы рассказал, Виктор Повница, президент «ЭКО маркета», одной из десяти крупнейших розничных сетей в Украине.
– Насколько сейчас востребован формат дискаунтера?
– Давайте начнем с того, что мы не совсем классический дискаунтер. Мы дешевый супермаркет, экономный супермаркет. К сожалению, после кризиса 2014 года покупательская способность населения несколько снизилась, и все больше людей ходят в дискаунтеры. К нам тоже ходят.
– И как вы используете этот момент?
– Мы в среднем в год открываем от 5 до 10 маркетов. В этом году откроем три, потому что решили сосредоточиться на обновлении уже существующих магазинов. Наша сеть существует с 2003 года. Многие маркеты уже как морально, так и физически устарели. Сейчас проводим их реконструкцию и реновацию.
– Насколько оправданы инвестиции в реконструкцию?
– При реконструкции мы используем новые технологии, используем какие-то более новые технологические решения, которые есть на сегодняшний день в ритейле. По нашему опыту, удачная реконструкция магазина может привести к росту продаж от 30% и выше.
– Как, по-вашему, будет развиваться сегмент, в котором вы работаете?
– Европейский опыт нам показывает, что популярность дискаунтеров напрямую связана с тем, что происходит в государстве. Если ситуация будет такая, как сейчас, или ухудшится, то доля дискаунтеров будет расти. В соседней Польше, например, несколько лет назад был бум развития дискаунтеров, но сейчас эта динамика замедлилась. Покупатель там теперь платит за сервис более высокого уровня, чем тот, что предоставляет классический дискаунтер. Я думаю, что в Украине будет то же самое.
– Когда? Ведь сейчас все ожидают нового экономического кризиса.
– Сложно давать долгосрочные прогнозы. По моим оценкам, в ближайшие 2‑3 года ситуация будет примерно такой же, как сейчас. Сопоставимо с сегодняшним днем. Покупательная способность будет достаточно невысокой, но она будет постепенно расти. Покупатели смогут больше себе позволить. Но какого-то рывка не будет.
– В связи с этим вы планируете расширяться? Если да, то в каком формате и сегменте?
– Наша сеть мультиформатна. Площадь самого маленького нашего магазина – 100 квадратных метров, а самого большого – 4 тысячи квадратных метров. Мы можем работать во всех форматах. Все зависит от локации. Есть хорошая локация, которая позволяет построить большой магазин, – мы делаем большой магазин. Если есть хорошая локация, но большой магазин там не будет востребован – мы делаем маленький магазин.

– Если сейчас для покупателя так важна цена товара, то как вы убеждаете покупателя, что у вас он его купит дешевле всего?
– Благодаря накопительной системе. Примерно половина наших покупателей пользуются программами лояльности и получают дополнительные бонусы на карту, которые потом могут потратить на свои же покупки. Ну и, конечно, с помощью акций. Придя в магазин, увидев акционный товар, вы практически с вероятностью на 99 % купите товар по самой лучшей цене.
– А как вы решаете, что на какой-то товар необходимо объявлять акцию?
– У нас есть так называемый календарь сезонных акций: лето, зима предпасхальный и предрождественский период. Кроме того, акционные программы меняются каждые две недели. По такому принципу товары попадают в акции. Соответственно этим программам мы работаем с поставщиками, чтобы получить лучшие условия на акционные товары. Плюс мы снижаем цену за свой счет, и получаем лучшую цену на полке.
– А как вы решает проблему несвежих продуктов?
– Несвежих продуктов никто не продает. Возможно, неорганизованная торговля, рынки могут этим баловаться. Организованная торговля этим не занимается. У нас во всех договорах с нашими поставщиками обозначены требования к качеству продукции. Непосредственно регулировать вопросы качества продукции мы можем только лишь для товаров под собственной торговой маркой. Там мы находим компромисс между качеством товара и его ценой, чтобы это было интересно нашему покупателю.
– Как можно добиваться от поставщиков низких цен и при этом сохранять качество?
– Среди поставщиков продуктов питания в Украине большая конкуренция. И любой из них понимает, что покупатель, купив некачественный товар, будет ассоциировать его с брендом и перестанет его покупать. Поэтому поставщики достаточно сильно контролируют качество своей продукции. А мы контролируем поставщиков.
– Ваши ближайшие конкуренты, сеть АТБ, обходят вас по количеству магазинов. А почему вам не удается строить столько же и добиваться тех же оборотов?
– На самом деле, нас напрямую нельзя сравнивать. Все-таки АТБ – это классический дискаунтер, а мы – супермаркет. Во-вторых, АТБ приняло стратегию бурного развития. Если посмотреть, как они развивались, то они открывали сотни магазинов в год. Классический дискаунтер – это совсем другая модель, отличная от супермаркета. У них совсем другие инвестиции на каждую торговую точку. Они тратят гораздо меньше. У них большая централизация поставок, то есть им необходимо меньше персонала на каждую торговую точку. Все это позволяет им развиваться быстрее и динамичнее, чем сети супермаркетов, которой мы являемся.
– Сегодня большие сети, например Auchan, открывают «магазины у дома». Вы чувствуете конкуренцию с их стороны?
– Безусловно, конкуренция растет. Причем как раз в сегменте небольших магазинов она растет наиболее быстрыми темпами. Не только Auchan, но и другие операторы идут в этот сегмент. Появляются новые игроки. Там сейчас наиболее острая конкуренция.
– А почему они идут в этот сегмент?
– Это европейский, и даже мировой тренд. Для покупателя более комфортно совершить покупку в «магазине у дома», чем идти в большой магазин. То же самое со временем будет и у нас. Мы это уже заметили.
– А как же продажи через интернет?
– В продуктовом ритейле на сегодняшний день давления со стороны интернет-продаж как такового нет. То, что есть сейчас, – это не более чем заделы на будущее. Потому что, покупая продукты питания, покупатель все-таки хочет прийти, пощупать, посмотреть, выбрать. Во-вторых, логистические затраты достаточно высокие. При среднем чеке в 100 гривен заплатить даже 20 гривен за доставку – это уже будет 20% от покупки. Немногие на это готовы. Это экономически не оправдано. Пока что интернет-торговля нам не конкурент.
– А вообще, за какими магазинами, на ваш взгляд, будущее?
– Я думаю, что будет работать лучше всего формат «у дома». То есть небольшие уютные магазинчики, в которых можно купить горячий хлеб, возможно, тут же выпеченный, в котором можно при этом выпить чашечку кофе, купить любимый сорт молока, любимый сорт пива, любимый сорт колбасы. А раз в неделю, я думаю, покупатель будет ездить в какие-то большие магазины за покупками на неделю.