Facebook Pixel

Возврат к 1970–1980-м: как изменились глобальные потребительские тренды

Потребители в европейских, азиатских странах и США возвращаются к режиму жесткой экономии, который был распространен в 1970–1980-е годы в условиях высокой инфляции.

Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного компанией IRI. В его рамках было опрошено 3 тыс. человек, оно охватывает 14 ключевых рынков в Европе, Азии и США и оценивает влияние изменений потребительского спроса в 230 категориях товаров повседневного спроса. Исследование проводилось в течение 12 месяцев по июль 2022 года включительно.

Данные показывают, что более половины потребителей переживают кризис: 61% обеспокоены тем, как эта ситуация скажется на них лично, 71% уже внесли изменения в то, как и что они покупают.

Потребители вновь начали брать с собой еду на работу, покупать продукты по сниженным ценам с истекающим сроком годности, стали меньше потреблять алкогольные напитки и чаще искать акционные предложения в магазинах.

Так, 58% покупателей теперь сравнивают цены на похожие товары разных производителей, 47% стали реже бывать в кафе, ресторанах и т. п., 22% ограничили путешествия.

Раздумывая над покупкой нового товара, покупатели теперь в первую очередь ориентируются на его стоимость (62%) и доступность (49%). Гораздо менее важными для них стали более высокое качество (15%) или инновационность (8%). Люди готовы тщательнее мыться в фитнес-клубе, чтобы не увеличивать счета на воду дома, стараются готовить кофе дома, а не покупать где-то или заказывать доставку, приглашают парикмахеров или косметологов на дом, а не ходят в салоны, берут с собой на работу или в поездку самостоятельно приготовленную еду.

Изменение предпочтений потребителей

Изменение предпочтений потребителей

Главные изменения в поведении потребителей

1. Потребители в кризисе – для них характерна так называемая усталость от инфляции.

Ощущая воздействие инфляции и не видя ее конца, потребители теряют уверенность. Они приспосабливаются и полагаются на личные сбережения, чтобы выжить:

  • 58% говорят, что сократили расходы на самое необходимое, включая еду и отопление;
  • 35% полагаются на личные сбережения и кредиты для оплаты счетов.

В Европе 30% потребителей меняют место покупок каждый день, выбирая, где дешевле. 26% идут в другой магазин, если их обычный бренд недоступен, 34% идут в другой магазин, если нет обычного бренда по акции, а 41% идут в другой магазин, если нет акций.

Покупатели наперед продумывают варианты, чтобы получить лучшее соотношение цены и качества. 21% планируют, сколько они потратят.

Они чаще ищут товары со скидкой, даже если их срок годности заканчивается (40%), внимательно читают этикетки на упаковке (41%) и изучают обзоры товаров повседневного спроса (27%).

2. Перспективы для категории товаров повседневного спроса на 2023 год мрачные.

У покупателей мало пространства для маневра из-за роста цен. Они делают трудный выбор, когда дело доходит до покупок. Отдают приоритет товарам первой необходимости, таким как молоко, масло и макаронные изделия, и сокращают расходы на дискреционные предметы.

Например, продажи алкоголя в стоимостном выражении снизились на 5,0% в годовом измерении, что эквивалентно потере 3,4 млрд евро.

3. Рост популярности частных торговых марок.

Продажи товаров под частными торговыми марками возвращаются к допандемическому уровню с ростом объема продаж на 5,4% с начала 2022 года. Такие товары сейчас составляют 36,4% в стоимости продаж товаров повседневного спроса. Рост с начала года отмечен на всех основных европейских рынках.

В прошлом году ритейлеры массово отказались от маркетинговой стратегии EDLP (постоянные низкие цены). Сейчас же происходит возвращение EDLP и снижение объемов рекламных акций.

Частные торговые марки обычно предлагают более низкие цены для покупателей. Но уровень инфляции для таких товаров оказался выше, чем у национальных брендов, которые наращивали стоимость продаж за счет предложения более разнообразных товаров с улучшенными свойствами.

На протяжении пандемии национальные бренды превзошли частные торговые марки во внимании потребителей. Люди отдавали предпочтение брендам, которые они знают, которым доверяют и могут легко найти.

Сейчас же доли сторонников Private Label и национальных брендов сравнялись. Большинство покупателей (60%) считают, что частные торговые марки не уступают национальным брендам по качеству, инновациям, устойчивости и удовлетворению требований. Четверть потребителей считают, что они лучше, чем национальные бренды.

Поблагодарить 🎉