Законопроект о судоустройстве: какие «баги» нашла Венецианская комиссия

Заместитель исполнительного директора Ассоциации юристов Украины по связям с органами власти, к.ю.н.

Фото: succo/Pixabay

9 октября 2020 года Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианская комиссия) приняла заключение по проекту закона «О внесении изменений в закон «О судоустройстве и статусе судей» и некоторым законам Украины относительно деятельности Верховного суда и органов судейского управления» (3711). С тем, какие замечания и советы предоставила комиссия, можно ознакомиться ниже.


Качество законодательного процесса

Венецианская комиссия обратила внимание на неэффективный законодательный процесс в Украине, что проявляется в значительном количестве фрагментарных проектов законов, которые часто принимаются в спешке и, как следствие, признаются неконституционными Конституционным судом. Следовательно, весь процесс необходимо начинать снова.

Безусловно, вопрос законодательного процесса в Украине требует значительного внимания парламента.

Кроме того, в очередной раз подчеркну, что эффективная работа над подготовкой законопроектов невозможна без добавления к процессу стейкхолдеров и гражданского общества.

В п. 30 Заключения комиссия заявила о важности анализа ситуации перед разработкой законодательных изменений, в частности, судебной реформы, а также необходимости прозрачного и инклюзивного диалога со всеми заинтересованными сторонами даже при необходимости внести срочные изменения.

Сделан акцент на важности стабильности законодательства по вопросам судебной системы. Зато теперь из-за многочисленных незавершенных попыток его изменить судоустройство Украины находится на переходном этапе.

Стоит отметить, что Венецианская комиссия обратила также внимание и на плохое исполнение принятых законов, возможно, из-за коррупции и отсутствия добропорядочности в отдельных частях судебной системы.

Общий кризис в судебной системе

В Открытом обращении Ассоциации юристов Украины по ситуации в судебной системе страны отмечали ряд проблем:

  • заблокированы процедура отбора судей и конкурс в Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности из-за прекращения полномочий членов ВККСУ;
  • ощущается нехватка судейских кадров;
  • актуальны проблемы с материально-техническим обеспечением судов;
  • мешают попытки власти ограничить судейское вознаграждение и вмешиваться в деятельность судей;
  • отдельные решения самих судов свидетельствуют о комплексном и глубоком кризисе в правосудии.

К сожалению, до сих пор ответа от властей получено не было. Однако Венецианская комиссия также обратила внимание на глубокий кризис судебной системы в Украине.

Следует заметить, что в процессе консультаций власти проинформировали Венецианскую комиссию о том, что законопроект №3711 призван решить срочные вопросы, связанные с вступлением в силу закона №193-IX и решениями Конституционного суда Украины. Вдобавок готовится комплексный законодательный акт для имплементации широких изменений.

Учитывая указанное, комиссия отмечает, что роль проекта № 3711 должна быть ограничена такими задачами, как:

  • восстановление Высшей квалификационной комиссии Украины для заполнения около 2 тыс. вакансий судей;
  • интеграция Верховного суда Украины в Верховный суд.

Верховный суд и Верховный суд Украины

Венецианская комиссия обратила внимание на то, что ситуация с регистрацией юридического лица Верховного суда должна быть исправлена.

Власть должна найти решение в рамках заключения Конституционного суда Украины, согласно которому существует единственный Верховный суд.

Комиссия считает, что положение о роспуске Верховного суда Украины следует исключить, исходя из решения КСУ о существовании единого Верховного суда.

В заключении уделено внимание вопросу количества судей Верховного суда. В законопроекте № 3711 исключается норма о максимальном количестве судей и предусмотрено, что ВСП будет определять такое количество. Комиссия предоставила рекомендации для усовершенствования этой процедуры.

Отмечено, что при любой реорганизации Верховного суда следует придерживаться основных принципов несменяемости судей.

Высший совет правосудия

Комиссия констатировала, что вопрос добропорядочности членов ВСП является неотложным и должен решаться без промедления.

В заключении указано, что ВСП не должен получить никаких новых полномочий. Вопрос подчинения ВККСУ Высшему совету правосудия, а также передачи ему части полномочий Государственной судебной администрации Украины следует рассматривать в рамках широкой реформы.

Высшая квалификационная комиссия судей Украины

Положительно оценено положение законопроекта № 3711 о создании конкурсной комиссии для проведения конкурса на занятие должностей членов ВККСУ с привлечением международных экспертов. По мнению Венецианской комиссии, такой состав конкурсной комиссии будет способствовать доверию общественности и может помочь в преодолении вопросов корпоративизма.

Вместе с тем Венецианская комиссия отмечает временность такого инструмента как привлечение международных экспертов к отбору членов ВККСУ.

Комиссия предлагает изменить процедуру привлечения международных экспертов. Вместо того чтобы определенные субъекты формирования комиссии информировали ВСП о своих кандидатурах, предлагается, чтобы ВСП сделал официальный запрос международным организациям, которые «могут быть легко определены как давние партнеры Украины в реформе судебной системы».

В то же время комиссия отмечает, что перечень этих международных организаций должен быть таким же узким, как в случае с Высшим антикоррупционным судом.

Комиссия обратила внимание на необходимость соблюдения европейских стандартов участия судей в проведении оценки судей.

Международные обязательства Украины

Во время консультаций с Венецианской комиссией украинская власть проинформировала о том, что «более широкая реформа судебной системы» будет предусмотрена отдельным законодательством, в частности, для выполнения обязательств перед Европейским союзом и Международным валютным фондом.

Следует констатировать, что Украина должна проверить добропорядочность ВСП до конца октября 2020 года. Однако пока даже соответствующего законопроекта в парламенте не зарегистрировано.

Замечено, что полномочия всех членов ВККСУ, а не только определенного кворума в проекте № 3711, должны продолжаться до назначения нового члена для обеспечения стабильности ВККСУ.

В заключении указано, что положения в законопроекте № 3711, в которых говорится о подчинении ВККСУ Высшему совету правосудия, следует исключить.

Венецианская комиссия отметила, что в ходе предстоящей реформы необходимо придерживаться европейских стандартов независимости судебной власти.

Комиссия обратила внимание на необходимости назначить около 2 тыс. судей первой и второй инстанций. При этом работа, которую провела ВККСУ, должна стать основой для таких назначений.


Как итог, остается надеяться, что замечания, которые предоставила Венецианская комиссия, будут учтены при подготовке качественных законодательных актов, выполнении международных обязательств Украины, а также эффективного завершения судебной реформы в ближайшее время.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора