На прошлой неделе вступил в силу президентский законопроект, который меняет некоторые нормативно-правовые акты о деятельности органов судейского самоуправления.
Этим документом президент Украины и его команда намерены запустить собственную судебную реформу.
Формальный повод очевиден: как известно, самым низким доверием среди всех ветвей власти пользуется судебная система — судьи являются зависимыми, а это прямо противоречит ст.126 Конституции Украины относительно независимости и неприкосновенности судьи.
Однако каждая реформа сейчас делается не для того, чтобы улучшить уровень доступа к правосудию обычных людей, а с целью «перемотивировать» судей и сделать их зависимыми от той или иной власти.
Дьявол, как всегда, в деталях. Во-первых, судебная реформа предусматривает уменьшение количества судей Верховного Суда с 200 человек до 100. Если взять, к примеру, США, Японию или любую европейскую страну, мы не увидим такого количества судей в Верховном суде. В Японии, например, 15 судей, в США – 9.
Но именно они формируют судебную практику в спорных вопросах, а не просматривают все дела, как это происходит в нашей стране. Ведь чаще бывает так, что Верховный Суд отменяет решение судов предыдущих инстанций и направляет дело в суд первой или апелляционной инстанции. И все идет по кругу.
Во-вторых, предусмотрено сокращение заработной платы судей с 75 до 55 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, то есть с 150 тыс. грн до 110 тыс. грн.
В-третьих, действующая Высшая квалификационная комиссия судей Украины прекратит свою деятельность. Она станет коллегиальным органом, который сократится с 16 человек до 12 и будет формироваться Высшим советом правосудия по результатам конкурса.
В-четвертых, будет сформирована Комиссия добродетели и этики – новый орган при Высшем Совете Правосудия (ВРП). Она будет состоять из трех представителей ВРП и трех международных экспертов, предложенных иностранными организациями, с которыми государство сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции. Главной ее задачей будет мониторинг деятельности членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Высшего совета правосудия.
Более 60 тысяч дел
Сейчас Верховный Суд загружен большим количеством дел, и, как свидетельствуют статистические данные, им рассматриваются почти все дела без градации и ограничений, предусмотреными изменениями процессуального законодательства, которые вступили в силу 15 декабря 2017 года.
Сейчас на рассмотрении ВС находится примерно 60 тысяч судебных дел. Уменьшая количество судей ВС, судебная реформа продлевает срок рассмотрения споров в суде. Если раньше на одного судью приходилось 2 дела на день, то теперь это количество достигнет 3-4 дел.
Зато во время принятия Закона не были рассмотрены вопросы относительно ограничения случаев, когда стороны могут обращаться к ВС, как это установлено, например, в США. Там в каждом штате есть свой Верховный Суд, а также Федеральный Верховный Суд, который рассматривает исключительные дела и имеет полномочия принимать на рассмотрение те дела, которые считает нужным.
Верховный суд Японии наделен полномочиями по определению правил судопроизводства, внутренней дисциплине судов и администрации судебных дел, работы адвокатов. Прокуроры обязаны соблюдать правила, установленные Верховным судом. Верховный суд может делегировать судам низших инстанций полномочия определять правила своей работы.
К сожалению, сегодня самая большая проблема судей – неготовность и страх брать на себя ответственность за принятые решения, что приводит к формальному подходу при решении дел. Поэтому в дальнейшем будем надеяться, что привлечение международных экспертов для формирования независимой судебной системы в Украине принесет хорошие результаты, доверие граждан значительно вырастет, а коррупция вовсе исчезнет с просторов судебной деятельности страны.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора