Facebook Pixel

Материальные потери из-за войны: судебно-юридические аспекты получения возмещения

Украина будет требовать от РФ репараций, заявил на днях министр юстиции Денис Малюська. Она также намерена добиться на заседании Генеральной Ассамблеи ООН принятия резолюции, предусматривающей создание международного механизма возмещения ущерба.

Россия должна заплатить за все совершенные на территории Украины преступления, начиная с 2014 года. Поиск и разработка оптимальных правовых механизмов ведется как на национальном, так и международном уровнях, сказал в интервью сайту ukrsadprom.org судья Большой палаты Верховного суда Дмитрий Гудыма.

Он отметил, что война в Украине не имеет прямых аналогов для того, чтобы механически применять, например, практику Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Обстоятельства приднестровских, турецко-кипрских, грузинских, карабахских, курдских и чеченских дел существенно отличаются от наших. Однако решения ЕСПЧ по тем делам часто ошибочно берут за основу для судебных решений в Украине. На самом деле значение имеют лишь базовые принципы, выработанные ЕСПЧ.

Этот суд с учетом Конвенции о защите прав человека и основных свобод руководствуется тем, что государство-оккупант, установив эффективный контроль над территорией другого государства, распространяет на нее свою власть и должно отвечать за гарантирование там прав.

На это ориентирует и закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины». Согласно ему, возмещение причиненного вследствие временной оккупации материального и морального вреда в полном объеме возлагается на РФ как на государство-оккупанта. А Украина всеми возможными средствами способствует тому, чтобы агрессор выплатил такое возмещение.

«Государство, территорию которого оккупировали, освобождается от ответственности за происходящее на оккупированных территориях. Но если некоторые предусмотренные Конвенцией права государство там может гарантировать, то оно не освобождается от ответственности. Поэтому гипотетически могут случаться ситуации, когда за невыполнение одних обязанностей будет отвечать государство-оккупант, а за невыполнение других – оккупированное. Такой подход в свое время ЕСПЧ применил, например, в так называемых приднестровских делах, инициированных одновременно против Молдовы и России», – отметил Гудыма.

При этом, согласно практике ЕСПЧ, нужно доказать, что государство знало или должно было знать о реальном и непосредственном риске для права конкретного лица или группы лиц, могло принять меры, которые бы устранили этот риск, но не приняло их.

Отметим, что за нарушения прав и свобод, которые происходят после 15 сентября этого года, Россия в ЕСПЧ уже не будет отвечать. Таковы последствия прекращения ее членства в Совете Европы.

Далее мы выбрали из интервью ответы судьи на конкретные вопросы.

Кто должен компенсировать ущерб от войны

Может ли быть так, что оба государства не отвечают за нарушение права собственности на территории, на которой ведутся боевые действия?

– Такое можно допустить. Подобное было в выводах ЕСПЧ по делу «Грузия против России (II)» от 21 января 2021 года. Суд обосновал исключение территории активных боевых действий из-под юрисдикции обеих сторон конфликта.

Эффективно ли обращение с исками о возмещении оккупантом вреда в украинские суды?

– Украинский Верховный суд в апреле этого года установил, что Россия как агрессор не может быть защищена государственным иммунитетом в судах Украины. Поэтому РФ можно указывать ответчиком по искам частных лиц о возмещении им вреда.

Причем если до 15 сентября этого года такой механизм мог казаться сложным и мало нужным (потому что была возможность обратиться против России в ЕСПЧ), то сейчас решения украинских судов о взыскании возмещения с РФ могут стать одним из действенных механизмов. Такие решения придется выполнять вне Украины. Возможно, это удастся делать за счет имущества РФ, которое находится за ее границами. Но для этого нужно будет получить разрешение иностранного суда на исполнение соответствующих украинских решений. Возможность получения такого разрешения будет в значительной степени зависеть от уровня мотивированности решения национального суда.

Как определяется размер ущерба от войны

Какова процедура фиксации потерь? Можно ли зафиксировать косвенные потери?

– В судебном процессе истец обязан доказать и то, что он понес убытки, и то, что этот ущерб является следствием неправомерных действий именно государства-ответчика (например, нарушение им обязанностей по Конвенции). Единого метода фиксации потерь нет. Упущенная выгода может иметь место, в частности, в том случае, если истец в результате действий ответчика не смог выполнить действующие договорные обязательства. В любом случае утрату выгоды нельзя обосновать гипотетически. Истец должен доказать, что не полученные доходы действительно были бы получены, если бы не неправомерные действия ответчика, ставшие единственной и достаточной причиной неполучения выгоды.

Есть ли альтернативы судебному процессу?

– Такой альтернативой может стать административный, внесудебный порядок возмещения (компенсации) причиненного ущерба. Над таким порядком Украина активно работает. Речь идет о том, чтобы аккумулировать общий долг России не только по судебным решениям против нее, но и в документах других органов власти. Кабинет министров в марте этого года утвердил Порядок определения ущерба, причиненного Украине в результате вооруженной агрессии РФ. Согласно этому Порядку такое определение осуществляется отдельно по многим направлениям. Это человеческие потери, потери земельного, лесного, природно-заповедного фондов, недр, водных ресурсов, культурного наследия, вред, причиненный атмосферному воздуху и т. д.

Например, если речь идет о потерях земельного фонда, то сюда фактические относятся расходы на рекультивацию земель, поврежденных в результате боевых действий, ущерб владельцам земельных участков сельскохозяйственного назначения, расходы на восстановление мелиоративных площадей, разминирование и другие. Определение потерь земельного фонда должно проводиться на основании двух методик. Одну утверждает Минагрополитики, а другую – Минприроды.

Минагрополитики приказом от 2 июня 2022 года № 295 утвердило свою методику для оценки потерь по нескольким показателям. Методику определения размера ущерба, причиненного земле, почвам вследствие чрезвычайных ситуаций и/или вооруженной агрессии и боевых действий, утвердило Минприроды приказом от 4 апреля 2022 года № 167.

Как будут определять ущерб, нанесенный конкретным предприятиям?

– Есть несколько путей. Предприятия могут заказывать независимую оценку у профессиональных оценщиков, а также самостоятельно проводить аналитическую оценку. Определенную помощь в оценке могут оказывать, например, ассоциации аграриев и садоводов. Кроме того, оценивание будет осуществляться и полномочными органами власти, и судебными экспертами. Все они должны руководствоваться как указанными выше методиками, так и Общими основами оценки ущерба, причиненного имуществу и имущественным правам в результате вооруженной агрессии РФ. Эти принципы правительство утвердило в приложении к Порядку определения вреда и ущерба.

На основе чего будут делать выводы о размере потерь?

– Например, основа для определения ущерба, причиненного земельному фонду, – акты обследования земельных участков, акты комиссий по определению ущерба собственников земли и землепользователей, отчеты об экспертной денежной оценке земельных участков, первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская и другая отчетность, проектно-сметная документация, сведения Государственного земельного кадастра, документация по землеустройству, данные дистанционного зондирования на Земле. Этот перечень не является исчерпывающим. Ситуации могут возникать разные, так что предложить универсальный перечень документов невозможно.

Поблагодарить 🎉