Помните, как подействовала на отечественный рынок офисной недвижимости появившаяся впервые модель «плати за рабочий час и место», а не за свой офис?
Мы прошли все стадии: от неприятия до обожания и, похоже, можем в скором времени вернуться в точку отторжения, если традиционные коворкинги не пересмотрят свою модель.
В основе должно лежать не место, а ценность. А в понимании ценности — не время, безлимитное печенье и горячий чай, а решение вопросов об организации быта, комфорта, дополнительной ценности вроде экосистемы резидентов.
Условно говоря: знакомишься в ресторанчике с потенциальным клиентом, экологично питчишь идею стартапа соседу по рабочему месту в лаунже или просто проводишь важный звонок не в шумном ресторане, а в специально отведенных для этого скайп-комнатах.
В основе — идея «офис как сервис». Это значит, что люди не хотят думать, где им брать копи-машину, заказывать кофе и куда бегать на обед.
Как застолбить за собой переговорную, чтобы не было накладок, и можно ли это сделать дистанционно, даже не находясь в стране. И, разумеется, не при помощи звонка.
Диджитал-составляющая продукта — это создание виртуального комьюнити и инфраструктуры, которая решает все бытовые, коммуникационные, организационные вопросы.
Думаю, решить это можно при помощи своего мобильного приложения, интегрированного по максимуму во все этапы клиентского пути. Общение с управляющей командой, резервирование переговорных, заказывание допуслуг — все это должно быть учтено.
Вопросы социально-бытовой инфраструктуры должны быть проработаны на отлично. Ресторан, лаунж-зона, кафетерий, возможно, библиотека в формате буккроссинга, пространство для публичных мероприятий и так далее.
Все это — составляющие инфраструктуры удачного коворкинга. Офис ведь — не только о работе, но и о связях, коммуникации, самосовершенствовании, личном и профессиональном развитии.
Ну и, наконец, качественная инженерия, которая включает современные системы рекуперации воздуха, бесконтактный доступ, дополнительный уровень кибербезопасности.
Эти нюансы нужны, чтобы резиденты чувствовали себя комфортно и не переживали за свои интеллектуальные наработки.
Будущее точно — за гибкими офисными пространствами. Главное, чтобы в основе была ценность продукта, а не подмена понятий. Никому не интересно покупать пространство, важна его наполненность смыслами и сервисность.