Как вам уже известно, в ночь с 30 на 31 марта 2020 года парламентарии поддержали законопроект, который предусматривает отмену моратория на продажу земли в Украине.
Для страны именно эта реформа – необратимый процесс, и именно от скорости ее выполнения будет зависеть экономический эффект страны.
Однако в обществе до сих пор популярны мифы, которые сеют определенные категории политиков, журналистов, бизнесменов в своих личных целях:
- открытие рынка земли противоречит Конституции;
- земли скупят иностранцы;
- земли скупят агрохолдинги;
- у крестьян отберут (все) земли;
- в селах исчезнут рабочие места;
- наступит продовольственный кризис и прочее.
На такие упреки можно ответить следующее: Конституция Украины закрепляет, что земля является основным национальным богатством, объектом собственности украинского народа.
Другими словами, использование земли должно этот народ обогащать. Экономический потенциал земли проявляется в полной мере в том, что земля является орудием для создания дополнительной стоимости сельскохозяйственной продукции.
И только на свободном, открытом, конкурентном рынке можно эффективно этим орудием пользоваться. Опасения, что кто-то скупит или отберет землю, пропагандируются теми, кто сегодня за бесценок эту землю использует. И это точно не владелец земли.
Несмотря на множество положительных аспектов, все же в законопроекте присутствуют и негативные. В частности, речь идет о финальных изменениях во многострадальный проект закона, которые были проголосованы.
Во-первых, закон вступает в силу с 1 июля 2021 года. Такая отсрочка является негативным аспектом в запуске рынка земли.
Согласно закону, стать собственниками земли могут: граждане Украины; украинские компании, участниками которых являются только граждане Украины и государство и/или территориальные общины; территориальные общины; государство.
В то же время иностранцам, лицам без гражданства и юридическим лицам запрещено приобретать в собственность доли в уставном капитале/акции юридических лиц (кроме банков), являющихся собственниками земель с/х назначения, до предоставления соответствующего разрешения на референдуме.
Не могут приобретать землю в собственность:
юридические лица – участники или бенефициары, граждане государства-агрессора или государства-оккупанта; участники или бенефициары – иностранные государства; если невозможно установить бенефициара юридического лица; бенефициары которых зарегистрированы в оффшорных зонах; юридические лица, к которым применены санкции.
физические лица – иностранцы/лица без гражданства; лица, которые принадлежат к террористическим организациям; лица, к которым применены санкции.
Это точно не та площадь, которая позволит привлечь инвестиции, открыть адекватное кредитование под ипотеку земли.
Также запрещается продажа земельных участков с/х назначения государственной и коммунальной собственности.
Исключение – возможен выкуп гражданами, которым принадлежит право постоянного пользования (в т. ч. переоформлене в аренду) и право пожизненного наследуемого владения такими земельными участками.
Во-вторых, законом устанавливаются ограничения по площади земельных участков, которые могут находиться в собственности гражданина, – не более 10 тыс. га (до 1 января 2024 года – до 100 га); юридического лица (кроме банков) — одновременно не более 10 тыс. га общей площади участков, которые могут находиться в собственности ее участников.
Вместе с тем до 1 января 2024 года запрещается отчуждение в пользу юридических лиц земельных участков с/х назначения, кроме передачи в наследство, обмена (мены) и перехода к банку права собственности на предмет залога. То есть до 2024 года разрешается продавать не более 100 га «в одни руки», и только физическим лицам – гражданам Украины.
Здесь сокрыты такие моменты:
Это точно не та площадь, которая позволит привлечь инвестиции, открыть адекватное кредитование под ипотеку земли.
Запрет до 2024 года покупать землю юридическим лицам означает, что в течение ближайших лет операции с землей будут интересовать исключительно спекулянтов, которые будут формировать земельные банки при помощи необходимого количества физических лиц, на которых будет оформлена эта земля.
Поэтапное увеличение площади будет означать и дополнительные расходы на переоформление документации относительно земельного банка. Эти средства осядут в руках регистраторов, нотариусов, организаций, которые будут изготавливать техническую документацию. А могли бы быть инвестированы в наращивание агропроизводства или в увеличение его эффективности.
Таким образом, будем работать в тех условиях, которые имеем. Такая редакция все же однозначно лучше, чем мораторий. Надеемся, что рынок земли заработает в конце и принесет выгоду именно конечному владельцу украинской земли – украинскому народу.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора