С момента введения военного положения работа всех без исключения государственных органов претерпела изменения. Антимонопольный комитет Украины из-за сложностей доступа к государственным реестрам и информационным системам, а также с учетом объективной сложности работы персонала был вынужден приостановить предоставление разрешений на концентрации и согласованные действия.
Однако пауза в большинстве функций комитета не освобождает бизнес от обязанности проходить соответствующие процедуры получения разрешений на концентрации и согласованные действия.
Понимая определенную правовую неопределенность, АМКУ издал рекомендательные разъяснения по вопросам, связанным с представлением и рассмотрением заявлений на концентрацию и согласованные действия во время военного положения. Рекомендательные разъяснения определяют упрощенный порядок подготовки и подачи заявлений, особый порядок их рассмотрения, а также подходы к применению штрафных санкций.
1. Требования к оформлению заявлений
В своих разъяснениях АМКУ снизил требования к оформлению заявлений, а также предусмотрел возможность их подачи в электронном виде.
Заявление на концентрацию, в частности, должно содержать следующий минимальный перечень данных:
- описание содержания концентрации;
- описание основных видов деятельности участников концентрации;
- список конечных бенефициарных владельцев;
- наличие в структуре собственности участников концентрации физических или юридических лиц с учетом отношений контроля – резидентов российской федерации, в том числе где владельцем акций, долей паев прямо или косвенно выступает российская федерация;
- схему отношений контроля до и после концентрации;
- документы, подтверждающие полномочия представителей;
- платежное поручение.
Заявление на согласованные действия, в частности, должно содержать следующий минимальный перечень данных:
- описание содержания согласованных действий;
- описание основных видов деятельности участников концентрации;
- список конечных бенефициарных владельцев;
- наличие в структуре собственности участников концентрации физических или юридических лиц с учетом отношений контроля – резидентов российской федерации, в том числе где владельцем акций, долей паев прямо или косвенно выступает российская федерация;
- документы, подтверждающие полномочия представителей;
- платежное поручение.
2. Рассмотрение заявлений
Заявление и приложенные к нему документы должны быть поданы не позднее 15 календарных дней до момента совершения концентрации/согласованных действий.
Сразу после поступления заявления оно ставится «на паузу» на период военного положения. В течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения заявители могут подать дополнения к заявлениям, поданным во время действия военного положения.
В случае подачи дополнений в течение указанного периода времени АМКУ возобновляет рассмотрение поступившего в период действия военного положения заявления и рассматривает его с учетом дополнений. В противном случае АМКУ возобновляет рассмотрение заявления, поступившего в период действия военного положения, и рассматривает его на основании имеющейся информации.
3. Ответственность и наложение штрафа
Хотя разъяснения не освобождают участников от штрафов за совершение соответствующих действий до получения разрешения АМКУ из-за невозможности завершить рассмотрение в установленные сроки, ожидается, что к тем соглашениям, которые не оказывают негативного влияния на конкуренцию в Украине и по которым участники обратились с заявлением заранее, будет применено более снисходительное отношение и наложение штрафа, не превышающего 51 000 грн. В то же время в случае неподачи заявления и совершения соответствующих действий штраф определяется в размере до 340 000 грн.
В случае осуществления концентрации или согласованных действий без получения соответствующего разрешения АМКУ, если бенефициарным владельцем одного из участников концентрации является российская федерация или граждане российской федерации, поддержавшие военную агрессию против Украины, или если у АМКУ будут существовать обоснованные подозрения, что целью концентрации является выведение активов из-под действия международных санкций за военную агрессию против Украины, — штраф определяется в максимальном размере, предусмотренном законом.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора